Татьяна Бочкова
Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-занятия в партнерской форме
Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который соответствует девизу: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
В разные моменты занятий партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.
Сначала это приглашение к деятельности - необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…», «Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» Или: «Я буду…», «Кто хочет - присоединяйтесь…».
Публикация «Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей, Игры-занятия в партнерской форме» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Наметив задачу для совместного решения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника; поощряет содержательное общение; провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего его характеризует «открытый конец» : каждый ребенок действует в своем темпе и решает сам, закончил он или нет. Взрослый оценивает действия детей лишь косвенно, сопоставляя результат с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации круглого стола, приглашающего к равноправному участию в работе, обсуждению: это свободное расположение всех участников (детей и воспитателя) за большим круглым столом, на ковре или вокруг нескольких столов с материалами для работы.
Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда находится рядом с детьми, в кругу участников.
От того, как воспитатель решит для себя задачу «Где я буду», во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого - за письменным столом.
Понимая важность данной технологии, мы разработали для воспитателей памятку по организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.
Памятка для воспитателей
«Организация занятий в форме партнерской
деятельности взрослого с детьми»
1. Взрослый включается в совместную деятельность наравне с детьми.
2. Дети добровольно присоединяются к деятельности по своему желанию.
3. Во время занятий дети свободно перемещаются в помещении.
4. Каждый ребенок на занятии работает в своем темпе.
Работа в микрогруппах
Еще одна форма организации работы, применяемая на данном этапе, - работа малыми группами (микрогруппами). Рекомендуемое число детей в микрогруппе - от трех до шести человек. Деятельность детей в группах такой численности тем хороша, что нейтрализует давление лидеров на не очень активных дошкольников. К тому же у застенчивого ребенка всегда есть возможность уйти от давления лидера в микрокоманде, защитившись окружением таких же детей, как он.
Для организации подобных занятий воспитателям следует создать условия для объединения детей максимум по шесть человек. В большой группе дети, хотя и знают друг друга, но не все близки между собой. Попадая же во время учебных занятий в новые микрогруппы, дошкольники учатся входить в рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими сверстниками.