Мария Шустка
Осень в русской живописи
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемое интегрированное занятие помогает детям увидеть осень во всем её великолепии. И понять: всё, что мы видим, чувствуем, о чём думаем и переживаем, можно передать разными средствами: словами, красками и музыкой. И часто эти средства тесно связаны между собой. Задачи: Познакомить детей с картинами русских художников, изображавших осенние пейзажи. Вспомнить, что такое пейзаж, кто такой художник-пейзажист, кто такой композитор. Обсудить картину, наиболее понравившуюся детям. Составить рассказ по выбранной картине. Учить детей высказывать и обосновывать своё мнение, делать вывод в конце своего рассказа. Развивать образную речь дошкольников, расширять их словарный запас. Развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и художественного слова. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках. Подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и музыкой. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.
Публикация «Осень в русской живописи» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдения за осенними явлениями в природе. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», «Осень», И. Остроухова «Золотая осень» и других, фотографий на тему «Осень»; прослушивание музыкальных произведений на тему осени (П. И. Чайковский «Октябрь», А. Вивальди «Осень», М. И. Глинка «Вальс-фантазия»); разучивание стихов и песен про осень.
Материалы: оформление группы репродукциями картин русских художников, выставка детских работ на осеннюю тему, выставка осенних поделок, выполненных дома совместно с родителями. Музыкальный коллаж «Осень в русской живописи», сделанный воспитателем к занятию (коллаж представляет собой собрание репродукций картин русских художников-пейзажистов в музыкальном сопровождении «Осеннего вальса» Шуберта, портреты художников Левитана, Остроухова, Волкова и композитора Шуберта.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами говорили уже об осенних месяцах, об урожае, о перелётных птицах, о приметах осени. Ещё мы выучили много стихов и песен об осени. А сегодня мы посмотрим разные картины на осеннюю тему. Давайте вспомним, как называются картины, на которых изображена природа? Дети. Пейзаж. Воспитатель. А как мы называем человека, который пишет картины? Дети. Художник. Воспитатель. Правильно, молодцы! А теперь посмотрите вокруг: как красиво в нашей группе! Ваши творческие работы и репродукции картин некоторых русских художников стали украшением группы. Вот перед вами две картины. Они обе называются «Золотая осень», а вот авторы у них разные. Одну написал художник Исаак Ильич Левитан, а другую Илья Семёнович Остроухов. Как вам кажется, одинакова ли золотая осень на картинах двух художников? (Дети отвечают, что осень, хоть и золотая, выглядит по-разному.) Воспитатель. Согласна с вами. А вот скажите, на какой картине осень вам кажется более ранней? (Дети отмечают, что на картине Левитана осень более ранняя, а на картине Остроухова более поздняя.) Воспитатель: А на какой картине чувствуется больше осенней грусти, печали? Дети. На картине Левитана.
Воспитатель: Мне тоже так кажется. Хоть осень у Левитана и ранняя, а светлой грусти увядания в ней больше. Почему? (Дети размышляют, но затрудняются с ответом.) Воспитатель. А всё потому, что картины, как судьбы людей, всегда разные. Исаак Ильич Левитан, например, родился и вырос в бедной семье. С детства он мечтал стать художником, пробовал рисовать, потом учился целых 7 лет художественному творчеству. (Воспитатель показывает детям портрет Левитана.) А вот Илья Семёнович Остроухов родом из богатой семьи. Он не знал бед и лишений в детстве и юности, как Левитан, а рисовать вообще начал только в 21 год. (Воспитатель показывает детям портрет Остроухова.) Левитан создал свою «Золотую осень», когда ему было 35 лет, а Остроухов написал свою картину в 29 лет. Воспитатель. Ребята, а кто из вас в выходные дни гулял с родителями в парке, в сквере или в лесу? (Дети поднимают руки.) Скажите, а вы заметили, как красива осень в наших парках, в лесу? Дети. Да!
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, узнаете автора осенних пейзажей, которые вы видели на прогулке. Вот художник так художник! Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, Кто художник этот? Дети. Осень! Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами посмотрим музыкальный альбом, в котором собраны осенние пейзажи русских художников. (На экране телевизора под музыку Шуберта «Осенний вальс» появляются репродукции картин русских художников-пейзажистов: А. Осипова, А. Шильдера, В. Коркодыма, В. Усянова, В. Поленова, И. Остроухова, В. Софронова, Г. Мясоедова, Е. Волкова, И. Левитана, И. Шишкина, М. Иваненко, Н. Елтышева, С. Жуковского, С. Петрова, С. Хананина, С. Брусилова, А. Карсакова, Ю. Клевера, С. Сиденко.)
Воспитатель: Ребята, вам понравились осенние пейзажи? (Ответы детей.) А музыка, которая их сопровождала? (Ответы детей.) Это музыкальное произведение называется «Осенний вальс», и написал его австрийский композитор Франц Шуберт. (Воспитатель показывает портрет Шуберта.) Как вы считаете, подходит ли эта музыка к увиденным вами осенним пейзажам? Объясните, почему вы так считаете? (Дети предлагают свои варианты ответов. А затем они выбирают картину, о которой им хотелось бы поговорить «Золотая осень. Тихая речка» Е. Волкова.) Воспитатель. Прежде, чем мы будем говорить о картине, посмотрите на портрет художника, который написал её. Это Ефим Ефимович Волков, русский пейзажист. А теперь давайте рассмотрим картину внимательно. (Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают, стараются давать полные, развёрнутые и грамматически правильные ответы.) Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображена берёзовая роща и речка.) Какое время года изображено на картине? (На картине изображена осень.) Как вы догадались, что это осень? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Почему художник назвал свою картину «Золотая осень. Тихая речка»? (Ответы детей.) Рассмотрите внимательно речку. Что мы можем сказать о ней? (В реке вода тёмная и кажется, что она не движется. На поверхности воды плывут золотые кораблики. Это опавшие листики берёзок. Примечание: к сравнению листиков с корабликами, а их жёлтого цвета с золотом ребят подводит воспитатель, объясняя, что сравнение помогает сделать нашу речь ярче, выразительнее, красочнее.) Видно ли небо на картине? Какое оно? (Дети отвечают.) А какой день изобразил художник: солнечный или пасмурный? Почему вы так решили? (На картине изображён солнечный свет, хотя солнышка не видно.) Ребята, а вам бы хотелось оказаться сейчас на берегу этой тихой речки и погулять в осенней берёзовой роще? (Ответы детей.) Продолжите предложение: Мне очень нравится гулять в осеннем лесу. (Дети предлагают свои варианты ответов. Например:. и я хотел бы пригласить с собой на прогулку друзей (или родителей);. потому что там очень красиво;. и дышать свежим осенним воздухом.) (Далее воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно рассказать о том, что они видят на картине и поделиться своим мнением об увиденном. Несколько человек составляют свои рассказы, воспитатель помогает им грамотно составлять предложения.)