Мария Алексеевна
Презентация «Ориентировка во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №2) Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «время». Особенности времени :
• текучесть (нельзя остановить);
• необратимость (нельзя повернуть вспять);
• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.
Публикация «Презентация „Ориентировка во времени“» размещена в разделах
(Слайд №3) Промежутки времени измеряют и единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
(Слайд №4) В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь, связывая их со своей деятельностью.
(Слайд №5) В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
(Слайд №6) В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
(Слайд №7) Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером.
Значение развития временных представлений у дошкольников
(Слайд №8) Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени :
• планировать деятельность во времени (сначала — потом);
• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
• правильно обозначать в речи временные понятия;
• определять время по часам;
• измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
(Слайд №9) Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».
С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:
• содержание деятельности;
• интерес к деятельности;
• возраст детей.
Ю. И. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).
(Слайд №10) Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться, чтобы дисциплинировать детей.
У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)
Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра, так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно, хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.
Методика ознакомления с частями суток
(Слайд №11) Программные задачи:
1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.
2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».
3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.
4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).
5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени : секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером.
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте:
утро — вечер, день — ночь.
(Приложение № 1).
(Слайд №12) Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»
Повторение частей суток и их последовательности.
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями, показываем их относительность.
(Приложение №2).
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы:
«Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».
Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
(Слайд №13) 1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник — первый;
Вторник — второй;
Среда — третья (средняя);
Четверг — четвертый;
Пятница — пятая;
Суббота — шестая;
Воскресенье — восьмое.
Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
(Слайд №14) Дидактические игры
(Приложение №3)
Методика развития «чувства времени»
В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро — медленно», «быстрее — медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабатываем эти понятия:
— Кто быстрее оденет куклу!
— Какой зверь бегает быстрее?
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.
(Слайд №15) «Чувство времени» формируется на основе:
• знания временных эталонов (час, минута, секунда);
• чувствования длительности временных интервалов;
• умения оценивать временные интервалы без часов.
(Слайд №16) Последовательность обучения:
1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!»)
2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»)
3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)
4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).