Римма Салахова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Рассказ-описание «Путешествие к Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление умений придумывать описательный рассказ о посуде, используя модель, схему, символы.
Задачи:
- развивать логическое и образное мышление, творческое воображение;
- обогащать словарь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов, использовать средства языковой выразительности при сочинении сказок, рассказов;
- закрепить умение придумывать описательный рассказ о посуде, используя модель, схему, символы;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи „Рассказ-описание „Путешествие к Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- формировать умение видеть необычное в знакомом привычном;
- упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, образовывать новые слова, пользуясь суффиксами, приставками;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение сопереживать товарищам, радоваться успехам других.
Направления образовательной деятельности : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приё мы: словесные, практические, игровые.
Материалы и оборудование: Схема-модель для составления описательного рассказа; посуда: кастрюли, стаканы, чашки, чайник, карандаши, листки, фишки, схемы, карточки с изображением фартука (продавец) и денег (покупатель).
Предварительная работа: разгадывание загадок по теме, чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», составление загадок описательного характера, рассматривание детьми сервизов и кухонной посуды дома.
Место проведения: групповая комната
Воспитатель: Ребята, я вчера зашла в магазин и увидела такую картину. Мальчик прибежал в магазин, всех растолкал и, обращаясь к продавцу, грубо сказал: «Дайте мне печенье!»
Что вы можете сказать о таком поведении мальчика?
Возможные ответы воспитанников: Я считаю, что он поступил не вежливо.
А я думаю, что так поступают невоспитанные люди.
Мне кажется, что это не культурно.
Воспитатель: Как же, по-вашему, мнению правильно вести себя в магазине?
Воспитанники: Я думаю, что нужно сначала поздороваться, затем спросить, кто последний и стать в очередь. Я считаю, что, обращаясь к продавцу, надо говорить – дайте, пожалуйста.
Воспитатель: А вы видели похожий на этот случай?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо разбираетесь в том, как нужно вести себя в общественных местах, что за вас взрослым не было стыдно. А сейчас давайте подготовим себя к занятию.
К процессу познания приступаем
Занятие начинаем
Мой мозг работает, думает, мыслит.
Мой язык отвечает четко, выразительно
Мои ноги и руки на время уменьшили движение
Я умная (ый, я хорошая (ый)
Я буду стараться.
- Ребята, глядя на символы скажите, что мы сегодня будем делать на занятии?
Образец №1
-разговаривать последовательно
!- рассказывать выразительно
- говорить четко, громко
- слушать внимательно
- мыслить, рассуждать Найти схемы!
Ребята внимательно послушайте и отгадайте загадки
Воспитатель: При виде еды не считают ворон
Бросаются дружно с обеих сторон
Один разрезает, другая хватает
Обоим в тарелке работы хватает.
Воспитанники: Нож и вилки.
Воспитатель: На огне я стою, еду вкусную варю.
Воспитанники: Кастрюля.
Воспитатель: Из горячего колодца, через нос водица льется.
Воспитанники: Чайник.
Воспитатель: Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь,
Для еды гожусь, а ударь - разобьюсь.
Воспитанники: Посуда.
Воспитатель: О чем были загадки?
Воспитанники: О посуде.
Воспитатель: Правильно, тема нашего занятия «Посуда».
Как вы считаете, для чего нам нужна посуда?
Воспитанники: Я считаю, что посуда нужна для того, что в ней готовить еду. Мне кажется, что в посуде можно хранить продукты. А я думаю, что посуда просто очень нужная вещь в хозяйстве.
Воспитатель: Где можно взять посуду?
Воспитанники: Я думаю, что посуду можно взять на заводе. А я считаю, что её изготавливает гончар. Мне кажется, что посуду просто покупают в магазине.
Воспитатель: Вы все абсолютно правы, но мы сегодня будем покупать ее в нашем магазине. Кто по-вашему мнению нужен, чтобы осуществить что мы задумали?
Воспитанники: Мне кажется, что нужны продавцы и покупатели, магазин и посуда.
Воспитатель: Хорошо, тогда выбираем, кто будет покупателем, а кто продавцом
Воспитатель раздает карточки с изображением фартука (продавец) и денег (покупатель)
У кого на карточке деньги тот покупатель, у кого фартук - продавец, а остальные контролеры. Слушайте внимательно задание: вы должны будете сначала рассказать о том предмете, который хотите купить, не называя его, а продавец по вашему рассказу – загадке догадаться, о чем речь, а рассказывать будете по схеме. И ещё правильный и полный ответ сегодня вы будете оценивать фишками, будьте честными и самокритичными, потому что в конце занятия мы обязательно подведем итог и выявим самых активных.
Схема.
1.
1. Цвет – пятна разного цвета.
2.
2. Форма – модели геометрических фигур
одного цвета
3.
3. Размер – большой и маленький мячи.
4. а) б)
4. Материал – прямоугольники из разного
материала:
а – стекло; б – дерево; в – метал; г – ткань.
в) г)
5.
5. Функция.
Воспитанник-покупатель: Я хочу купить посуду желтого цвета, цилиндрической формы, с красным цветком, с двумя ручками, большую. Она сделана из железа, в неё можно наливать воду, варить суп и компот.
Воспитанник- продавец: Кастрюля.
Воспитанник-покупатель: Я хочу купить предмет прозрачный, грушевидной формы, большой, сделанный из стекла. В него можно наливать сок, воду.
Воспитанник- продавец: Кувшин.
Воспитатель: Ребята делают покупки. Контролеры следят, чтобы рассказы – загадки были правильными и по возвращению из магазина нам расскажут, чей рассказ больше им понравился.
Контролеры делают оценку рассказам по схемам.
Воспитатель: Молодцы ребята, описательные рассказы о посуде у вас получились очень точные, что помогло продавцам без труда узнать посуду о которой шла речь.
Ребята, вы помните, какая беда произошла С Федорой?
Ответы воспитанников.
Почему от нее убежала посуда?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Федора осталась без посуды, как вы считаете, чем мы можем ей помочь?
Возможные ответы воспитанников: Я думаю, что можно нарисовать Федоре посуду. Можно из дома принести и подарить Федоре. Можно из нашего магазина ей дать посуду.
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам придумать необычную посуду, фантастическую, волшебную. А вы можете объяснить, что значит необычная посуда?
Воспитанники: Я думаю, это такая посуда, которой нет на самом деле. А я считаю, она вообще не похожа на настоящую посуда, совсем другой формы и сделана из другого материала, например золота.
Воспитатель: Хорошо, теперь мне ясно, что вы понимаете задание и обязательно без труда с ним справитесь. Нарисуйте пожалуйста схемы и по ним расскажите о своей необычной посуде.
Самостоятельная работа детей (зарисовка схем)
Схемы волшебной посуды:
Воздушная Сама моется Прозрачная
как стекло
С запахом – розы, хвои Сама варит
Дети рисуют схемы,а потом рассказывают : Убрать?
Воспитанники: Моя посуда необычная. Она легкая, как воздушный шарик и поэтому может летать в облаках. Посуду не надо мыть, она сама это может делать, когда становиться грязной. Чтобы приготовить вкусный обед нужно произнести волшебные слова, потрясти её хорошенько и обед готов!
Воспитанники: А моя посуда прозрачная и чистая как вода. Она очень хрупкая, поэтому с ней надо обращаться бережно. Когда потрешь крышку, она издает приятный запах, похожий на то, как пахнет мята. Моя кастрюля-скороварка, готовит в одно мгновение и то, о чем ты только подумал.
Воспитатель: Молодцы, ребята, ваша посуда Федоре очень пригодится. Как вы считаете, что же надо, чтобы посуда никогда не убегала от хозяйки?
Возможные ответы воспитанников: Я считаю, что за посудой надо ухаживать, её надо мыть, чистить, надо бережно относиться к посуде.
Воспитатель: Давайте научим Федору ухаживать за посудой.
Физкультминутка: «Мытье посуды».
Мы почистим тебя песочком, (дети трут кулаком о ладонь)
Окатим тебя кипяточком (поочередно поднимают руки)
Вытрем тебя полотенечком. (делают круговые движения)
И ты будешь опять,
Словно солнышко, сиять. (руками, поднимают руки в стороны – вверх)
Ребята, ваши рисунки- схемы я отправлю Федоре.
Какую посуду придумывали вы?
Воспитанники: Мы придумывали волшебную посуду.
Воспитатель: Где, по-вашему, происходит волшебство?
Возможные ответы воспитанников: Волшебство происходит в сказочной стране. Мне кажется, что волшебство происходит во сне.
Воспитатель: Кто же придумывает сказки?
Возможные ответы воспитанников: Сказки придумывают сказочники, писатели. Я думаю, что сказку может придумать любой, даже мы. А я знаю, что сказки придумывает народ и они так и называются русские - народные сказки.
Воспитатель: Вот и мы сейчас будем сказочниками. У меня волшебный сундучок, он нам поможет. А сказка наша будет о посуде. Вам необходимо, вытягивая любую геометрическую фигуру, представить, на что бы она могла быть похожа и по очереди сочинять удивительную, волшебную сказку.
Дети вытягивают по одной геометрической фигуре и говорят 1-2 предложения.
Образец сказки :
В одной сказочной стране жила была чашка, ей было скучно и одиноко. Решила она найти себе друзей. Чашка отправилась в путешествие. По дороге она встретила большой, блестящий самовар. Он стоял на поляне и скучал. Чашка предложила самовару пойти вместе с ней путешествовать. Он очень обрадовался, и они отправились в путь. Когда они шли по широким дорогам и холмам, то встретили на своем пути блюдца, ложки, сахарницу, тарелки. Самовар был счастлив, что появилось столько друзей, и пригласил их всех жить в своем большом замке. Стали они дружить, вместе собираться дружной компанией за самоваром, рассказывать веселые истории и громко смеялись.
Воспитатель: Сказку придумали необычную, молодцы. Как вы думаете, она у нас получилась?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Мне тоже очень ваша сказка понравилась. И я довольна тем, как вы сегодня работали. И мой сундучок хочет оценить вашу работу.
Кто набрал за ответы от 1 до 5 фишки, получает желтые медали, а у кого от 5 и больше - зеленые. Я надеюсь, что в следующий раз все получат зеленые. Молодцы.