Надежда Максимова
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей ФФНР «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей ФФНР.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш (в форме)
«Путешествие на остров сокровищ».
Цель: учить детей дифференцировать звуки [С] -[Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные :
-закреплять понятие о механизмах формирования звуков [с] и [ш];
-дифференцировать их в речи;
Публикация «Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей ФФНР „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-совершенствовать словарь по теме: «Водный транспорт»
Развивающие:
-развивать и совершенствовать артикуляционную моторику,
-продолжать формировать правильное речевое дыхание;
-координировать движения с речью;
-развивать фонематический и речевой слух,
-развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
-создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
-желание и умение работать в коллективе, добиваться результата;
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Учитель - логопед. Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Учитель – логопед: Подарим свои улыбки нашим гостям…
Вводная часть.
1. Проблемная ситуация:
Слайд:1 (Видео обращение, анимация) Момент неожиданности Моряк Сан Саныч.
1Сан Саныч:
-Здравствуйте ребята!
Пауза
2Сан Саныч:
Я хочу, с вами познакомится, меня зовут Сан Саныч.
-Как зовут вас? (Дети называют свои имена).
Пауза
3Сан Саныч: приятно познакомится.
-Ребята как вы думаете, кто я? (анимация)
Дети: Моряк.
4Сан Саныч: Кто такой матрос? (анимация)
Дети: мы думаем, что он плавает по морям и океанам.
5Сан Саныч: Молодцы! Вы все знаете. Помогите мне найти сокровища по карте, которую я вам уже отправил, и ключи, которые, помогут вам отыскать сокровища.
Учитель – логопед: Ах! Ребята, посмотрите вот он этот волшебный рюкзак, рассматривают карту. Это ребята маршрут, по которому будем искать сокровища.
Учитель – логопед: Ребята вы знаете, что такое сокровища?
Слайд: Сокровища, монеты золотые, а может это дорогие украшения, древние книги, посуда, редкие драгоценные камни…. А вот где обычно хранят сокровища?
Учитель – логопед: Вы хотите помочь Сан-Санычу найти сокровища по карте. Вам не страшно, вдруг это будет пещера и густой лес, где живут опасные животные?
Дети:….
Учитель – логопед: Молодцы! Вы дружные ребята.
Учитель-логопед: Ребята, а вы думаете, на чем можно плавать?
Слайд: Корабли
Дети: называют разные виды транспорта (лодка, ледокол, Титаник, корабль, баржа, яхта, ….).
Учитель – логопед: Как назвать, это одним словом? (транспорт)
-Какой транспорт?
Дети: это все водный транспорт.
-Почему вы считаете, что он водный транспорт?
Учитель – логопед:
1Этап.
Ребята, мы отправляемся в путешествие, что бы ни сбиться с пути на карте нам нужно отметить место, откуда мы начинаем путешествие.
Слайд: (анимация) движущий водный транспорт.
Дыхательная гимнастика
Учитель – логопед: Ребята поможем корабликам. Подуем на кораблики.
-Как мы правильно дышим: Вдох носом - выдох ртом, положим руку на живот – 2 раза повторяем.
-Молодцы! Мы помогли, корабликам отправится в море.
Ребята, зачем мы дули на кораблики? Пожелаем корабликам попутного ветра.
А за это Сан-Саныч дарит нам ключ, а ключ необычный посмотрите на обратной стороне, есть задания, которые мы должны постараться выполнить, чтобы добраться до сокровищ.
Учитель – логопед: Что изброжено?
2. Этап
Дети: Рассматривают ключ. Язычок картинка. Мы идем в гости к язычку, нужно отметить на карте.
Артикуляционная гимнастика
Учитель – логопед: Мы в гостях у язычка. Поиграем с язычком.
Слайд: Язычок
Учитель – логопед: Кто самый смелый? Кто хочет показать нам упражнения?
Наш кораблик качается вправо – влево.
Слайд: («Часики»)
Волны поднимаются вверх и вниз
Слайд: («Качели») Волны поднимаются вверх и вниз
Слайд: («Чашка»)
Слайд: (Вкусное варенье»)
Учитель – логопед: А мы играем с язычком, для чего мы делаем зарядку?
Дети: Что бы хорошо и красиво говорить. Мы будем хорошо разговаривать с гостями, с капитаном, с матросами.
Учитель – логопед: Язычок очень рад, что вы поиграли с ним, он дарит вам второй ключ.
3. Этап
-Ребята: Возвращаемся к карте. Кто отметит, на карте наш путь.
-Кто читает схему (5 шагов, черепаха-пальма, на пальме ключ).
Идем как черепахи, присели на корточки.
-Снимаем с пальмы ключ и читаем зашифрованное задание.
2. Основная часть
Учитель-логопед: зашифрованная радиограмма (на экране).
Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед: - Мы не знаем, какая погода, нас ожидает в ближайшее время, нужно её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки или на экране.
Рисунок 1.
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т. д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Учитель-логопед:
- Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.
- Что мы узнали?
Дети: узнали, какая будет погода: «Ожидается умеренный ветер», хорошая погода.
Как говорят моряки, Попутного ветра.
4. Этап:
Учитель-логопед:
-Ребята посмотрите перед нами мост, нужно посмотреть есть ли он на карте, правильно ли мы двигаемся, не сбились ли мы с маршрута. Идем по мостику, внимательно смотрим под ноги, а вдруг где- то здесь сокровища. Находим ключ с заданием.
-Кто прочитает ее? Схема слова [М, А, Т, Р, О,С],картинка матроса
Звуковой анализ слова «МАТРОС».
Учитель – логопед: Назовите по порядку звуки в слове матрос. ( Дети называют: [М, А, Т, Р, О, С]).
Сколько звуков в слове? - 6
Сколько звуков согласных в слове матрос?-4
Сколько гласных?-2
Какой последний звук С произнесите его?
Учитель – логопед: Ребята нам нужно посмотреть по карте, и проверить в правильном ли направлении мы двигаемся. (Отметить путь)
Слышим голоса «туземцев» - это житель острова, на котором сокровища Сан – Саныча.
Слайд: «Туземцы». Анимация Ой ребята Это кто там Нас зовет
Упражнение на развитие фонематического слуха.
Повторить за логопедом слоговые ряды.
Учитель – логопед Кто встречает нас на острове?
( Д: Туземцы). Послушайте, как смешно они говорят?
Су-са-сы. Какой звук повторяется? (С)
Шу-ши-ша. Какой звук повторяется? (Ш)
ШУ-ШУ-ШУ-СУ. Какой слог лишний?
СЫ-СЫ-ШИ-СЫ. Какой слог лишний?
Различие звуков [С]- [Ш] в слогах. Отраженное повторение за логопедом.
Учитель – логопед. Поздороваемся с туземцами на их языке.
са-ша-ша
сы-ши-ши
шо-со-шо
шу-су-шу
Учитель – логопед: Дети Что мы сейчас делали, говорили?
Дети: Здоровались с туземцами, приветствовали их.
Ребята, туземцы тоже оставили нам ключ давайте поищем его
Жители этого острова вы очень понравились им, они подарили нам волшебный ключик (ключ лежит, висит на лестнице и кто-то из мальчиков его достаёт) на карте отмечаем маршрут.
Читаем схему на ключе
5. Этап. Ключ (схема озеро, рыба, удочка)
Учитель – логопед: Ребята, туземцы приглашаю нас на рыбалку, они заядлые рыбаки. (Озеро, рыбки, удочки, картинки, схемы к картинкам, корзинки с обозначениями).
Учитель – логопед: Чтобы добраться до озера, мы должны произнести волшебные слова. Физкультминутка.
Физкультминутка
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
К сокровищам идём.
(Дети выполняют движения соответственно текста)
Учитель – логопед: Вот мы и добрались до озера….
Звуковой анализ слова. Игра «Рыболов» Детям предлагаются карточки для определения места звука в слове, в начале слова, в середине, в конце слова.
Картинки-РЫБКИ: Груша, Шары, Шапка, Камыш, Шуба, Машина, Вишня, карандаш.
Самолет, Бусы, Колесо, Слива, Собака,
Учитель – логопед: А теперь рыбу нужно разложить по лоткам, на лотках схемы.
Возьмите свои лотки, подойдите к гостям и покажите, правильно ли вы разложили рыбку.
Ребята. Я тоже поймала рыбку но непростую, а с ключик, на котором показаны озеро, 5 шагов, прямоугольник.
Вывод: Почему вы разложили рыбку по разным лоткам?
6. Этап. Учитель – логопед:
Автоматизация и дифференциация звуков [С]- [Ш] в чистоговорках.
Слайд: Учитель – логопед «Зашифрованные чистоговорки». Прочитать зашифрованные чистоговорки. Дети рассказывают по мнемотаблице. Для звуков С-Ш.
Для чего мы свами ….
Учитель – логопед. А теперь мы вернемся к карте и отметим все наши этапы. Посмотрите внимательно на карту. Чем мы с вам занимались? Что мы видим? Дети: Точки.
Давайте соединим все точки, что получится? В середине карты сундук.
Так вот он сундук с сокровищами, мы его нашли. Теперь его нужно открыть, а для этого подобрать нужный ключ? Молодцы!
Логопед выносит шкатулку. (В ней сюрприз, медальки).
3. Заключительная часть.
Итог занятия: Учитель – логопед. Наше путешествие закончилось, Вот мы и в детском саду.
Учитель – логопед. Вам понравилось наше путешествие? С какими звуками сегодня мы работали? сегодня были активными. Справились со всеми заданиями. Молодцы!
Слайд: Сан-Саныч. (анимация) Молодцы! Вы очень смелые ребята, и за ваше старание дарю вам сокровища (золотые медали) из сундука.
Учитель – логопед. Давайте посмотрим, сокровища. Настоящие, золотые монеты. Как вкусно они пахнут. Что нужно сказать Сан-Санычу. Спасибо.
Дарит детям медальки и прощается. Попрощаемся с гостями и Сан-Саны чем.
Желаю вам красивой и правильной речи!