Крылова Надежда Викторовна
Организованная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Морозные узоры» в средней группе
Образовательная область :художественно-эстетическое развитие.
Цель занятия : вызвать у детей интерес к зимним явлениями природы.
Задачи занятия: развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающим мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка). Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережно отношение к природе.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию „Морозные узоры“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Материал для занятия :
Альбомный лист, дополнительный лист формата А5, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия.
1. Организационная часть
Педагог загадывает детям загадки:
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек,
Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные
А земле тепло. (Снежинки)
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, берёзы и осины
Украсил блеском светлый (иней).
Случается, и с неба камешки летят.
Прячутся прохожие
А всего-то это… (град)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробега,
Сугробы наметаю. (Метель)
Растёт она вниз головой,
Не летом растёт, а зимой,
Но солнце припечет,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательный, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети. Зимой.
Педагог. А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Педагог. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесами полям, городам и села. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружева и узорах! Это Мороз написал, нарисовал : веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючки студеные…
Стихотворение Д. Чуяко «Волшебник»
Мороз – волшебник, это видно сразу :
Я свой альбом ещё не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Всё окна за ночь нам нарисовал.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Ответы детей. Дует на стекла холодом, по волшебство, бросает на окна снежинки и они приклеиваются к окрошку.
Педагог. На самом деле от холодного, Морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращивают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются Морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Ёлочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы в начале они были не видны, а потом вдруг появились, как у Мороза?
Дети. Нет.
Педагог. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельные и красками, узоры появятся, как будто проявляется фотопленка.
Это способ рисования называется «фотокопией».
Педагог предлагает детям взять в руки кусочки свечки (мыла) и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка.
Педагог. Ребята, как вы думаете, почему линии, сделанные свечной, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнения детей…
Педагог Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза :
Заклинания Зимы (отрывок из стихотворения М. Пожарова)
Лягте, мягкие снега. Стоя в кругу, поднять руки над головой
На леса и на луга плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, Руки – перед собой, плавно поочередно
Ветви опушите. покачать ими вверх-вниз.
На окошка, Дед Мороз, Имитировать движение рисования
Разбросай хрустальных роз, «кистью» в произвольно направлении
Лёгкие виденья, поочерёдно правой, левой руками.
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,
Красотой своих затей: плавно опустить их через стороны
В светлые узоры вниз
Пусть вникают взоры
Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, покружиться вокруг себя.
Взвейся вихрем белым.
2. Практическая часть.
1. Продумать содержание будущего узора.
2. Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором : начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
3. Итог занятия.
Полюбоваться с детьми на получившие я волшебные узоры.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна…
Н. Френкель.