Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой (1 фото)

Анна Рожкова
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта.

Задачи:

Расширять представления детей о предметах старины, их назначении.

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

Знакомить с предметами быта: прялка и веретено.

Активизировать словарный запас дошкольников.

Воспитывать у детей уважительное отношение к русской народной культуре и традициям.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В гостях у пряхи“, Ознакомление дошкольников с русской народной культурой» размещена в разделах

Убранство русской избы : печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, пряжа, разноцветные клубки пряжи, шерстяные носки.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта (печь, ухват, самовар, чугунок, обычаями и традициями, рассматривание картинок с предметами русского быта; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («В клубочек»).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорим о весне. (обращает внимание на звуки, шебаршение за шкафом). Дети что это что за звуки? Кто это так делает?

(выходит ребёнок, переодетый в домовёнка)

Домовё нок: Здравствуйте ребята.

Воспитатель (Спрашивает детей, кто это и подводит к тому что это домовой)

Ответы детей: домовой.

Воспитатель: Здравствуй домовёнок. Ребята, а кто такой домовой?

Ответы детей: это тот, кто охраняет дом.

Домовё нок: Я пришел к вам в гости, а зовут меня Кузя. Ребята беда у меня носочки порвались, не знаю, что делать.

Воспитатель: (спрашивает детей, что нужно сделать с носками).

Ответы детей: зашить, связать и т. п.

Воспитатель: а из чего вяжут носки?

Ответы детей: нужны нитки

Домовой: Так у меня ниток то нет, и вязать их не умею.

Воспитатель: (спрашивает детей где могут взять нитки) Я знаю кто нам сможет помочь, у меня есть знакомая, которая нам поможет. Ребята я вам предлагаю сходить со мной к ней в гости, а Кузя будет нас ждать и охранять нашу комнату. (воспитатель и дети идут в гости к хозяйке русской избы)

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Гость на порог — хозяину радость. Присаживайтесь в красный угол, туда садятся самые почётные гости. Сядем рядком, да поговорим ладком. С чем ко мне пожаловали?

Ответы детей: у домовёнка носки порваны, нужна помощь. Нужны нитки для носков.

Хозяйка: Я вам помогу, ну и вы меня не обижайте, пообщайтесь со мной и поиграйте. Ребята, я Вам предлагаю отгадать мои загадки и найти в моей избе то, что я вам загадаю (Хозяйка загадывает загадки, после ответов детей рассказывает о предмете, о котором была загадка).

В избе —

Изба,

На избе —

Труба.

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (печь)

Хозяйка: Правильно ребята, это печь. Ребята, а вы знаете для чего нужна печь? (ответы детей)

Печь- это сердце дома. Раньше в старые времена Печь кормила семью, готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка — деревенская кормилица. Она обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, люди сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. И сейчас в некоторых деревнях есть печки. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? (ответы детей)

Хозяйка: А вот следующая загадка

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля (Чугунок). (дети отгадывают и рассматривают чугунок)

Ребята, а для чего служил чугунок? (ответы детей в нём варили еду). Почему его так назвали? Из чего он сделан, из чугуна.

Хозяйка: Ребята, а вот и следующая загадка

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет. (Ухват)

Хозяйка: (дети рассматривают ухват). Дети, а почему этот предмет так назвали? Ребята для чего нужен был ухват? (ответы детей-для того чтоб достать чугунок из печи, (пробуют взять ухватам чугунок).

Хозяйка: Молодцы ребята. Следующая загадка

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Правильно это самовар. Ребята для чего служил самовар? (ответы детей - чтоб варить в нём чай). (Рассматривание самовара, сравнивают его с чайников)

Хозяйка: Ребята вы большие молодцы, отгадали все мои загадки. Я вам предлагаю поиграть в игру «Что было и что стало?». Я буду называть предмет старины, а вы должны назвать, что сейчас заменяет этот предмет.

Печь- отопительные батареи-плита, духовка.

Чугунок-кастрюля

Самовар-электрочайник.

Лавка-стул

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем сюда пришли?

Хозяйка: (ответы детей). Помогу я вам, ребята, а из чего вяжутся носки? (ответы детей). А вы знаете, где можно взять нитки для шерстяных носков? (предполагаемые ответы детей, в магазине). Для того чтоб нитки попали в магазин, нужно добыть шерсть. А где мы можем взять шерсть? (у козы, собаки). Действительно у этих животных вычёсывают шерсть, затем её стирают, сушат и делают (прядут) из этой шерсти нитки. Шерсть эта называется -кудель. Придутся нитки на фабриках. А раньше в старые времена, нитки пряли вот на таких прялках (показывает прялку). Раньше всего появилась вот такая ручная прялка. В старые времена в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и вертикальная лопасть, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). Для того чтобы спрясть из кудели нитки, кудель необходимо привязать к лопасти прялки. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. (Показывает, как скручивают нить). Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

(Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его).

Хозяйка: Ребята, а как вы думаете почему его назвали веретеном? (ответы детей, потому что оно вертится.

Есть такие пословица:

Не велико веретено, а всех одевает оно.

Без веретена пряжи не спрядёшь.

После того как все нитки спрядут и намотают на веретено, делают из этих ниток клубок.

Позже придумали самопрялку. Ребята а как вы думаете почему её так назвали?

Ответы детей: Сама прядёт.

Хозяйка: Правильно, из кудели нитки наматывали с помощью самопрялки. Веретено уже не нужно было. Прясть учили с детства. Пряденье - это тяжелый труд. В одном доме прясть собиралось несколько женщин. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни :

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Мне работа эта нравится.

И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть. Получаются шерстяные нитки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «в клубок».

Подвижная игра «Клубок»

Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков, называемый «столбом». Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг «столба» и поют:

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленькие.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех,

Перевертов шесть!

Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и «клубок» разматывается.

Ребята, у меня тоже сеть нитки, но я не успела их смотать в клубок. Вы сможете мне помочь? Посмотрите, какие они круглые и плотные. Чтоб получились такие клубки нужно смотать на них оставшуюся пряжу. Выберите с кем будите работать (в корзине лежат нитки разных цветов, дети выбирают себе пару и цвет ниток которые они будут мотать в клубок. Хозяйка сначала показывает, как это делается.)

Хозяйка: Молодцы, хорошо поработали. Ребята вам понравилось у меня в гостях? Как называется предмет, на котором прядут пряжу? Посмотрите сколько у меня много клубочков пряжи. Что можно связать из этих ниток? Я из этих ниток связала носки и варежки. Ребята, а ваши бабушки вяжут носочки? Можете взять клубки ниток, попросить своих бабушек, чтоб вашему домовому сделали заплатки на носочках или связали новые носочки. А пока они ваши бабушки свяжут пусть он походит вот в этих носочках, передайте домовому, пусть не мёрзнет. А когда придёте домой спросите у своих бабушек пряли ли они пряжу в детстве. Попросите их рассказать получалось ли у них эта тяжёлая работа.

Дети и воспитатель идут к домовёнку, передают носки, он их благодарит и уходит.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой
Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по развитию речи с элементами театрализации по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка» Конспект комплексного НОД по развитию речи с элементами театрализации, обучения грамоте и рисованию, построенного на сюжете русской народной.

Конспект НОД по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром для детей первой младшей группы «Дождь» Конспект по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему «Дождь» Цель: закрепить представления.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Знакомство с русской печкой» Цель: способствовать формированию представлений.

Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Тема: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию.

Консультация «Ознакомление дошкольников с мировой музыкальной культурой» .

Ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект по образовательной области «Развитие читательских умений» Тема: ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый.

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа СЕНТЯБРЬ 1. Кто мы, откуда? 1. Моя семья, мои близкие родственники. 2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько.

Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой в старшем дошкольном возрасте. Сентябрь «Кто мы, откуда? Где наши корни?.

Проект «Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу» Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу. Культуру России невозможно представить без русской литературы. В ней содержится.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой
Опубликовано: 6 мая 2018 в 13:08
+64Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рожкова (УИ 66505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД