Получи документы

Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108

Марина Воронина
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

Публикация «Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108» размещена в разделах

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены всем Вам хорошо знакомые принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ (Вы сейчас видите их на слайде). В современном детском саду эти принципы могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для более полной их реализации потребуются инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, мебель, игрушки и др.) нового поколения. Тем не менее, руководствуясь данными принципами, педагоги нашего дошкольного учреждения в течение нескольких лет обустраивали жизненное пространство для своих малышей в разных возрастных группах. Предлагаем Вам посмотреть на результаты их творческой деятельности.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, подиумов, диванчиков, пуфиков, а также мягких модулей.

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использованием стен (н-р, на стенах могут быть развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов). Для самых маленьких детей (2—3 лет) используются живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться, видоизменяться.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора); полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в спальне); встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности») – реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, лёгких перегородок, шкафных перегородок, созданием места отдыха, уединения.

5. Принцип учёта «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон.

6. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

7. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе – это организация «зеленых комнат»; открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки; открытость Обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы, для чего в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т. п.

Рассмотрев возможные варианты обустройства пространства группового помещения с выделенными спальнями, педагоги некоторых групп изыскали возможность использования пространства спален для обустройства отдельной зоны (в частности, активной, организовав рабочую и спокойную зоны в групповом помещении. Вот что у них получилось (слайды).

Несколько лет назад во все группы ДОУ были приобретены одинаковые детские игровые уголки «Жилая комната». Учитывая современные требования к организации игрового пространства в группах старшего дошкольного возраста, они были перепрофилированы в различные игровые центры (слайды).

На наш взгляд, вышеперечисленные принципы перекликаются с теми, которые определены в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, следовательно, смеем надеяться, и организация жизненного пространства в нашем ДОУ на данном этапе отвечает (пока частично) современным требованиям к организации ПРС.

В заключении мы бы хотели продемонстрировать Вам результаты прошлогоднего смотра-конкурса по созданию мини-музеев в группах ДОУ (слайды).https://www.maam.ru/users/files/download2037.html

Авторство: Воронина М. Н. ,Тимофеева Т. А.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» .

Карточки, схемы анализа Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно. здесь Схемы:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108
Опубликовано: 15 февраля 2012 в 11:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД