Светлана Гарбуз
Организация здорового питания в группах и по привитию культуры питания за столом
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе правильного питания люди знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало особый смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными. Не случайно ещё много столетий назад Сократ сказал свою знаменитую фразу, актуальную и по сей день: «НУЖНО ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ».
Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая осуществляется целенаправленно с детьми по трем основным направлениям:
Публикация «Организация здорового питания в группах и по привитию культуры питания за столом» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Темочки
- Формирование представлений о роли и значении правильного питания
для работы всего организма.
- Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
- Соблюдение гигиенических требований.
Воспитание у детей правильного отношения к еде, привычки есть разнообразную пищу - одна из достаточно трудных задач, стоящих перед педагогом. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Поэтому необходимо дать детям представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продукта.
Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мытьё рук перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.
По формированию основ правильного питания и культуры приема пищи используются следующие методы и формы организации работы с детьми :
Наглядный (показ приемов владения столовыми
приборами, демонстрация правил сервировки,
положительный личный пример, рассматривание картин и
иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за
сверстниками)
Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение,
использование художественного слова, разбор проблемных
ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
Практический (дежурство, закрепление навыков
поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит тарелочки для хлеба.
Перед обедом с детьми можно провести беседу о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсудить меню.
Одной из форм привития культуры питания является использование художественного слова (стихи, пословицы и поговорки)
Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом у детей рассматриваются с учетом их возрастных особенностей следующим образом:
- Первая младшая группа
Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки перед едой.
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
- Вторая младшая группа
Формировать простейшие навыки поведения во время еды.
Формировать элементарные навыки поведения за столом : умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- Средняя группа
Воспитывать привычку самостоятельно мыть руки с мылом перед едой.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой.
- Старшая группа
Совершенствовать культуру еды : умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
- Подготовительная группа
Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом.
Здоровое питание – это залог здоровья человека и его хорошего самочувствия. Пословицы – это жизненный опыт многих поколений, который помогает не совершать ошибок, наносящих вред вашему здоровью. Поэтому следуйте советам народных мудрецов и берегите своё здоровье!
Пословицы:
«НУЖНО ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ»
«КОГДА Я ЕМ, Я ГЛУХ И НЕМ»
«КАК ЖУЕШЬ, ТАК И ЖИВЕШЬ»
«ГОВОРИ МЕНЬШЕ, ЕШЬ БОЛЬШЕ».
«КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ»
«ЗДОРОВЬЕ НАШЕ – ОВСЯНАЯ КАША»
«ОТ ПРОСТУДЫ И АНГИНЫ ПОМОГАЮТ АПЕЛЬСИНЫ»
«СВЕКЛА – КРАСНАЯ ДЕВИЦА, ДА С ЗЕЛЕНОЮ КОСИЦЕЙ, НА СТОЛЕ ОНА ЦАРИЦА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИГОДИТСЯ»
«МОРКОВЬ ПРИБАВЛЯЕТ КРОВЬ»
«НЕ ГЛОТАЙ НЕ ПРОЖЕВАВШИ, НЕ БОЛТАЙ, НЕ ПОДУМАВШИ»
«ЧТО ЗА БЕДА, КОЛИ ПЬЕТСЯ ВОДА»
«ЖИВОТ НЕ МЕШОК – ПРО ЗАПАС НЕ ПОЕШЬ»
«ЩИ ДА КАША – ПИЩА НАША»
«УМЕРЕННАЯ ПИЩА – ОТРАДА УМУ»