Ирина Гринь
Организация занятий с детьми раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация занятий с детьми раннего возраста
Третий год жизни ребёнка характеризуется стремлением к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми.
Занятие является особой формой педагогического процесса, направленной на решение разнообразных воспитательно-образовательных задач. На занятиях ребёнок приобретает знания, предусмотренные программой, на них создаются специальные условия, наиболее благоприятствующие сосредоточению внимания детей. Используются разнообразные приёмы и подбираются специальные пособия, чтобы поставленная учебная цель была достигнута. Это делает занятие наиболее эффективной формой обучения, посредством которого осуществляется планомерное развитие и воспитание детей.
Публикация «Организация занятий с детьми раннего возраста,» размещена в разделах
Что важно не забывать при обучении детей раннего возраста :
1. Занятия должны проводится подгруппами.
2. Обучение строится таким образом, что программный материал, который давался на предыдущем занятии повторяется на последующем. В дальнейшем материал закрепляется, усложняется.
3. Широкое использование различных игр дает возможность детям выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами, что обогащает чувственный опыт детей.
4. В процессе обучения необходимо:
игровые приёмы чередовать с обучающими (пояснение, показ образца);
чередовать хоровые и индивидуальные ответы детей;
использовать разный демонстрационный материал (игрушки, предметы, картинки, фигурки настольного театра и т. п.).
6. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми третьего года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. Детям показывают предметы игрушки, картинки, организуют наблюдения за явлениями природы, трудом взрослых, транспортными средствами, нужно чтобы процесс зрительного и слухового восприятия сопровождался предметной и речевой деятельностью.
Все выше перечисленное повышает интерес детей к занятию, помогает вовлечь в работу всех присутствующих, значительно повышает речевую активность каждого ребёнка, поддерживает их внимание, активность.
В работе с детьми данного возраста чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Рассказывая детям о том, что они сегодня будут делать педагог готовит к занятию необходимые пособия, при этом поощряя тех детей, которые пытаются ему в этом помочь.
Для того чтобы дети не отвлекались на занятии на игрушки (картинки, книжки и т. п.)
можно заранее (за 3—4 мин до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать. Целесообразно разрешать детям потрогать, подвигать их и одновременно приучать придерживаться правила: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя.
Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать эту вещь у детей так велико, что они тянут ее каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить на специально отведенное для нее место: например, на пианино, на шкаф, так, чтобы все ее хорошо видели, но не могли достать. Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использована. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя.
Желание младших дошкольников заниматься должна обеспечивать вся организация занятия.
Необходимо удобно усадить детей (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые «ленточно» и т. д.). Все должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки, которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в ближайшее поле зрения ребенка, ее следует переставить).
Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей, их возбуждением и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Даже на очень интересном занятии стоит одному ребенку (новичку, шалуну) начать раскачиваться на стуле, как через 1—2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать ему. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!», «Не мешай нам!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».
Дети должны сидеть так, чтобы меньше трогать, задевать друг друга (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками.
У ребенка этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их. Поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для детей.
Пособия следует размещать так, чтобы на поиски их не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа, с трудом входить в прорези листа («Живые картинки») или окажется непригодной для употребления батарейка электрической игрушки, то нормальный ход занятия будет нарушен, восприятие материала детьми — затруднено.
Большое значение имеют речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует предусмотреть заранее. Прежде всего это те обороты речи, которые мы стремимся сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, которые дети начинают употреблять в этом возрасте, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.
В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-либо молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.
Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится. Вова сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет.» и т. п.).
Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жест. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие баранки», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость ребенка и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это наилучшим образом обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.