Инна Беляева
Организация элементарной поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и т. п.
Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.
Организация элементарной поисковой деятельности поможет ввести детей в мир познания живой и неживой природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается,
Публикация «Организация элементарной поисковой деятельности» размещена в разделах
во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям,
во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения,
в-третьих, в такой работе используются обычное бытовое и игровое
оборудование.
Требования к проведению опытов.
1- Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать).
2- Чтобы заметить происходящие изменения надо брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный.
3- Необходимо осуществлять руководство опытом: придумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4- Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5- При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Методика проведения опытов.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта.
Познавательную задачу перед детьми может поставить и воспитатель.
Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно (сказка «Мороз Иванович»).
Поскольку опыт - это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным и длительным.
Кратковременные наблюдения используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания (например, снег «чистый», опыт - «грязный»).
Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития (например, растения и свет).
В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу.
Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовывают.
Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. Детям предлагается сравнить два объекта, используя зарисовки, дневники наблюдений (что велось).
Таким образом, в организации и поведении опытов можно четко выделить четыре этапа:
I- Поисковая проблема;
II- Поиск пути решения проблемы;
III- Проведение наблюдений;
IV- Обсуждение итогов и формулировка вывода.
При наличии у детей некоторого опыта, сформулированного через наглядно-действенные методы, воспитатель может использовать для проверки предположения или решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных природных явлений при помощи рассуждений. Но он должен руководить ходом рассуждения, направляя мнение детей в нужное русло.
Воспитатель имеет возможность помогать детям, не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.
Элементарные опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность : игру, труд, прогулку и т. п.
В уголке природы можно проводить опыты с семенами, растениями, животными.
Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание природы детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.