Антоневич Елена
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении
дошкольников с окружающим миром. (Из опыта работы.)
Подготовила : Антоневич Е. В.
Научиться видеть, понимать и воспроизводить природные явления – дело совсем непростое. Для этого ребенку нужно быть внимательным ко всему окружающему и настойчивым в своих делах.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Я стараюсь помочь ребенку овладеть этими качествами и убедилась, что открытия секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию. Проводя исследования природных явлений с помощью экспериментальной деятельности, я развиваю в ребенке наблюдательность, самостоятельность, анализировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирую развитие речи.
Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Капелька, который живет в «Центре экспериментирования».
Познавательные знания с элементами экспериментирования с детьми дошкольного строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому наш герой вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносить ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Капелька стала для ребят настоящим другом с которым можно разделить радость открытий.
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. Ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Я использую следующую методику проведения детского экспериментирования.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Структура эксперимента :
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
-Осознание того, что хочешь узнать
-Формулирование задачи исследования
-Продумывание методики эксперимента
-Выслушивание инструкций и критических замечаний
-Прогнозирование результатов
-Выполнение эксперимента
-Соблюдение правил безопасности
-Наблюдение результатов
-Фиксирование результатов.
-Анализ полученных данных
-Словесный отчет об увиденном
-Формулирование выводов
Таким образом, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформлять в рисунках, схемах.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
Особенностями изучаемого явления
Наличием свободного времени
Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращается заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальная деятельность с детьми можно организовывать по пяти взаимосвязанным направлениям:
Живая природа (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.)
Неживая природа (воздух, вода, почва и др.)
Физические явления”(свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.)
Человек (функционирование организма и др.)
Рукотворный мир (материалы и их свойства)
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей. Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка)
- групповые (5—10 детей)
- коллективные (вся группа)
По причине их проведения:
- случайные
- запланированные
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю)
- систематические
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут)
- длительные (свыше 15 минут)
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные
- многократные, или циклические
По месту в цикле:
- первичные
- повторные
- заключительные и итоговые
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
-сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей :
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат и решение экспериментальных задач
Технологию экспериментальной деятельности я разбила по месяцам: ее особенность – максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств воздуха и воды проводим в осенний период, познание свойств снега и льда в зимний период, а изучение свойств песка и глины в теплый период, в него можно играть.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предложений.
4. Обсуждение увиденных полученных результатов.
5. Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, воздухом, водой, снегом и пр.
Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Нам водичка добрый друг» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.
Работу по экспериментированию провожу ежемесячно. Дети с удовольствием
обследуют песок и глину, познают их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся высказывать свои предложения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен «Центр экспериментирования», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в «Центре экспериментирования» способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Работа с родителями.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах: изготовление книжки –малышки «Для чего нужна вода», рисунков «Дождик, дождик поливай…»; проводилась совместная трудовая деятельность детей и взрослых в постройке горки и забавных поделок из снега на участке. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.
В результате проведенной работы родители:
1. Научились организовывать элементарные эксперименты.
2. Повысили уровень педагогических знаний.
Заключение
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для формирования экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
В результате у детей повышается интеллект: они учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения.
Расширяется кругозор, развивается наблюдательность. Усовершенствуются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности у детей обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
В настоящее время я продолжаю работать по этой теме. Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, мое желание находиться с детьми и стремление к профессиональному росту.