Анна Копыткова
Организация экологической деятельности дошкольников-одно из условий формирования ответственного отношения к жизни и здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экологической деятельности дошкольников-одно из условий формирования ответственного отношения к жизни и здоровью
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «Организация экологической деятельности дошкольников-одно из условий формирования ответственного отношения к жизни и здоровью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:
o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
o формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Воспитание не станет экологическим если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Практическая направленность работы:
1. проведение тематических, комплексных занятий;
2. в повседневной жизни;
3. работа по самообразованию;
4. консультации на тематических педсоветах;
5. работа с родителями;
6. посещение центров самообразования;
7. изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
8. целевые прогулки, экскурсии.
9. Организация в группах познавательно - экологической среды.
10. Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформление в детском саду мини-музей природы.
11. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
12. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
13. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом уголке природы.
14. Посадка цветника, уход за цветами.
15. Посадка саженцев ели и уход за ними.
16. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
17. Сбор коллекции «Насекомые и их знакомые», коллекции фигурок «Птицы нашего края».
18. Цикл практических занятий по изучению правил поведения в природе.
19. Операция «Помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
20. Операция "Подарок птицам". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
21. Познавательное развлечение "Праздник птиц" в старшей группе.
22. Викторина " Знаем ли мы природу нашего края?" в старшей и подготовительной группах.
23. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
24. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.
25. Выставка макетов о родном крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.
26. Экологическая беседа в старших, подготовительных группах "К природе с добротой" .
27. Экологическая экскурсия "На природу, к речке Исети»
28. "Напиши письмо лесовичку ". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"
29. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов.
30. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.
31. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
32. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
33. Организация в ДОУ библиотеки видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы. " (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т. д)
34. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".
35. Составление гербария «Наши растения».
В нашей группе часто проходят различные акции, в которых участвуют дети совместно с родителями.
Акция- действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Цель экологической акции - формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать различный круг слушателей, действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и родители, жители микрорайона, дети нескольких детских садов, и. т. д.
Экологическая акция «Грачи прилетели».
1. Подбор стихов о птицах.
2. Экологическая игра «Кому что нужно» (по экологической цепочке - дети выстраиваются цепочкой и наглядно показывают, как эта цепочка может порваться, если не будет доставать одного элемента).
3. Проводится игра «Птица на кормушке» (дети подбирают корм для птиц). Используя пособия, воспитатель проводит беседу, в ходе которой формируется представление детей о перелетных птицах, насекомоядных, всеядных, зерноядных, рассказывает, как помочь птицам зимой.
4. Беседа «Знаем ли мы птиц?»
5. Знакомство с особенностями птичьих «домиков», (природных и изготовленные человеком)
6. Для совместной деятельности составить кроссворд или сделать ширму с рубриками «Знаете ли вы», «Найди ошибку» и. т. д.
7. Провести с участием взрослых КВН. (От какой птицы клюв? Как повесить скворечник? Назовите этих птиц? и. т. д.)
8. Конкурс рисунков детей, плакатов совместной деятельности детей и взрослых.
Экологическая акция «Берегите первоцветы»
1. Создание книги или красочного альбома о первоцветах.
2. Решение «экологических ситуации» исправление черной ветреницы на зеленом фоне «Почему заболела ветреница?»
3. Чтение художественной литературы о первоцветах: Андерсен «Подснежник», Борис Цвейга «Цветы».
4. Составление таблицы природных зон.
5. Составление схем к правилам поведения в лесу.
6. Дидактические игры «Найди по описанию», «Что растет в лесу, на лугу, болоте».
7. Этические беседы с использованием экологических сказок. Звездный час «Берегите первоцветы».
Экологическая акция «Елочка – живая иголочка»
1. Беседы с детьми о истории празднования Нового года, о роли новогодних елочек.
2. Беседа «Лесные друзья елочки».
3. Составление карты распространения елей по территории Российской Федерации.
4. Тризовская игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, на новогодние праздники ставят живые елочки в дом, что плохого в том. Ставят живые елочки.
5. Рисование «Елочка и ее лесные друзья».
6. Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
7. Изготовление плакатов «Берегите елочки».
8. Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».
В нашем детском саду применяются различные формы работы :
• Беседы с детьми
• Экскурсии
• Акции «Чистое утро»,» Добрая зима», «Не рубите ёлки», «Чтобы дольше жили книжки», «Берёзкины слёзки» и другие.
• Выпуск газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили»
• Создание «Жалобной книги природы»
• Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/
• Конкурс рецептов «Вкусно, полезно красиво»
• Изготовление дидактического пособия «Заповедные места и зоны экологического бедствия Свердловской области».
• Создание игрушки Эколожка.
• Изготовление книги «Путешествие в город Экоград».
В старших группах проводятся семейные конкурсы на лучшее изготовление поделок из природного материала, оформление букетов, конкурс рисунков «Берегите природу» .Со старшими детьми был изготовлен макет «Животные Севера». Проводились экологические викторины.
Очень важную роль в экологическом воспитании ребенка играет музыка. Мы регулярно прослушиваем записи журчания воды, дождя, шелест листьев, пение птиц, разучиваем песни о природе. Проводим праздники на экологические темы : «Земля- наш общий дом», «Прилет птиц», «Осенины» и другие.
Немаловажную роль в экологическом воспитании занимает ознакомление и разучивание с детьми стихотворений о животных, природе. Все произведения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом возрастном этапе изменяется список произведений и расширяется список поэтов: А. Пушкин, А. Майков, М. Лермонтов, А. Блок, В. Жуковский, Е. Серов, И. Белоусов, М. Исаковский, А. Аким, С. Есенин, Ф. Тютчев, И. Суриков и другие.
Вместе с красотой родного слова детям передается любовь к родному краю, к природе.
Детско- родительский проект «Экологические сказки».
Дети вместе с родителями сочиняют сказки экологического содержания. Предварительно с родителями проводятся консультации, объясняется классификация-сказки- «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». Дома вместе с родителями дети красиво оформляют свои сказки, а потом рассказывают их сверстникам.
Чтобы оптимизировать и скоординировать работу с детьми по экологическому воспитанию родителям предлагается анкетирование
Анкета для родителей «Экологическое воспитание»
Ф. И. О (ребенка) ___
Дата рождения___
Ф. И. О (мамы) ___
Дата рождения___
Ф. И. О. (папы) ___
Дата рождения ___
Возрастная группа ___
1, Знаете ли Вы Что такое «Экология». Что она изучает. Чем занимается? ___
___
2, Ощущаете ли Вы по ребенку что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___ В чем это проявляется? (Ребенок много рассказывает. Просит завести животное. Хочет ухаживать за растением. Обращает внимание на окружающую его природу. Просит вывести его: парк, лес. Просит почитать о природе. Или что-то еще) Нужное подчеркнуть.
3. Любит ли Ваш ребенок природу? Как это проявляется? ___
4. Как вы сами относитесь к природе? Любите ли животных, птиц? ___
5. Часто ли вы бываете с ребенком на прогулке? ___ Как проходят эти прогулки? ___
6. Приходилось ли Вам вместе с ребенком наблюдать природные явления? ___Какие? ___Приметы? ___ Какие? ___
7. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? ___
Назовите правила поведения в природе, которые вы знаете? ___
Нужны ли такие знания Вашему ребенку? ___
8. Имеются ли дома объекты природы? (птицы, рыбы, растения) ___
9. Проявляет ли ребенок к ним интерес, желание ухаживать? ___
10. Как относится ребенок к ним : на улице, в семье? ___
11. Проявляет ли к ним сострадание, сочувствие? ___
12. Как Вы сами относитесь к животным? ___
13. Как Вы считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе? ___
14. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? ___
15. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, труд, уход за питомцами и растениями). Нужное подчеркнуть.
16. Что бы Вы предложили для поддержания интереса ребенка к природе? ___
17. В чем испытываете трудности? ___
18. Что бы Вы хотели узнать нового? (Жизнь животных, птиц, рыб. Растения и уход за ними. Охрана природы. Работа ГРИНПИС. Новые постановления правительства России об охране окружающей среды и т. д.) Нужное подчеркнуть или добавить свое___
19. Ваши предложения, пожелания___
«Наблюдения необходимы ребенку, солнце, воздух и вода необходимы растению.
И для этого надо часто бывать на природе: останавливаться, присматриваться, чтобы
Увидеть её красоту и неповторимость».