Крылова Татьяна Исаевна
Организация взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей может быть успешным только при условии тесного
сотрудничества образовательного учреждения и семьи. Для этого, прежде всего, педагогам следует выбрать ведущую роль, способности и возможности родителей в воспитании и развитии своих детей. Родители проводят со своим ребенком намного больше времени, чем может уделить педагог в условиях детского сада. Родители, как и педагоги являются «специалистами» по своим детям. Необходимость взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей определяет общность образовательных
задач. Как у педагогов, так и у родителей имеются пробелы в знаниях – у
Публикация «Организация взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
одних относительно поведения и жизни ребенка вне детского сада, у других
относительно организации образовательного процесса и поведения ребенка в
дошкольной образовательной организации. Только в диалоге обе стороны
могут представить полную картину жизненной среды ребенка. Такой обмен
является основой для партнерства и сотрудничества между родителями и
педагогами, открытого, доверительного взаимодействия в общем деле
развития детей.
Понятие «партнерство» подразумевает, что семья и детский сад
равноправны и сотрудничают в достижении общих целей. Для реализации
партнерского подхода необходим обмен мнениями обеих сторон. Педагоги не
идут к родителям с готовыми рецептами развития и воспитания детей, создают
условия сближения людей сопричастных к жизни ребенка. Что может служить
основой для такого сближения? Только сам ребенок. После занятий с детьми
педагог обязательно рассказывает (устно или письменно) о ребенке – о том,
что происходило в течение дня, каковы позитивные стороны личности
ребенка, какие достижения и трудности были на занятии. Таким образом,
педагог формирует у родителей понимание того, что с их ребенком рядом
находится внимательный и заинтересованный человек, который может
предоставить информацию о ребенке, какой не может быть у них самих, по
той причине, что их не было рядом.
Еще одна важная линия взаимодействия связана с поддержкой семьи по
воспитанию и развитию ребенка. Не информированием того как нужно, а с
формированием позитивного отношения к тому, что родители делают самым
естественным образом каждый день, с пониманием того, как сказываются те
или иные действия родителей на развитии детей (собственный пример как
фактор формирования поведения детей). Обращая внимание на это
направление взаимодействия, педагоги формируют позитивный стиль
воспитания ребенка в семье.
Важнейшими условиями организации взаимодействия с родителями в
соответствии с ФГОС ДО являются, во-первых, выстраивание партнерских
отношений на согласованных действиях обеих сторон. Во-вторых, на общей
системе ценностей и основанных на ней целей воспитания и непротиворечия
требований к ребенку в семье и детском саду. В-третьих, эта деятельность
требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями и
членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сторонами.
Также условиями продуктивного взаимодействия воспитателей и
родителей служат специально организованная подготовка педагогов, их
включение в исследовательскую деятельность по изучению особенностей
семей воспитанников, их образовательных запросов, трансляция информации
педагогам о современной семье.
Соблюдение выше обозначенных условий, ответственного
взаимодействия способствует целостному развитию личности ребенка.
Возможность участия в образовательном процессе родителей позволяет
детям:
-общаться с семьями других детей, которые представляют разнообразные
культуры, что дает возможность более глубокого понимания других культур;
- получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение
детей и взрослых в группе;
- укрепить чувство защищенности в процессе совместной работы
педагогического коллектива и родителей;
- расширить круг взрослых, которые выступают для детей в качестве
источника знаний;
- получить дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению
успеха.
Вовлеченность в образовательный процесс обеспечивает родителям:
- эмоциональную вовлеченность, чувствовать себя продуктивными,
энергичными, причастными к образованию своего ребенка;
- сформированность новых умений, возможность разобраться в вопросах
и особенностях развития детей, применять полученные навыки на практике;
- расширение круга общения;
- наблюдение за своим ребенком вне дома и семьи;
- возможность убедиться насколько важна для ребенка игровая
деятельность в дошкольном возрасте, предоставление ему права выбора.
Положительный эффект от вовлечения семьи в образовательный процесс
получают и воспитатели:
- у педагогов появляется соратник, в лице родителей, который может
видеть педагогическую ситуацию с другой стороны;
- обогащение содержания образовательной деятельности за счет
использования ресурса родителей (их увлечений, знаний, интересов,
талантов);
- родители охотнее отзываются на просьбы педагогов.
Подход, основанный на партнерстве, позволяет избежать двух
крайностей: доминирования воспитателей, характерного для традиционного
подхода к взаимодействию с родителями (воспитатель в поучающей позиции,
единственно компетентного специалиста, - другой, когда работа детского
сада понимается как сфера услуг (доминирование родителей, выполнение их
требований, как заказчика)