Татьяна Сухова
Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочная деятельность у детей с расстройством аутистического спектра в нашем учреждении проходит в ресурсном классе, либо в специально оборудованных кабинетах. Проводится в пересменок (после уроков первой смены и перед уроками второй смены). Дети либо задерживаются, либо приходят раньше на эти занятия соответственно. Занятие проводится для всех детей с РАС одновременно и длится 30-40 минут. Я вам расскажу о тех занятиях, которые были проведены в 2023-2024 учебном году.
На тот момент, в нашем ресурсном классе занималось 8 детей. В этом году их значительно прибавилось и стало 19, из них в ресурсном классе занимается 14 человек, 3 переведены в прошлом году в классы на частичное сопровождение (тьютор встречает, провожает и присутствует на контрольных работах) и 2 человека с РАС вновь прибывшие, также находятся в классах с тьюторским сопровождением.
Важнейшей задачей мы считаем развитие у детей социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе. Из исследований мы знаем, что большинство детей с аутизмом испытывают трудности при общении с другими людьми, и эти трудности без поддержки ребенка с аутизмом почти всегда приводят к непониманию и даже травле со стороны типично развивающихся сверстников. В специальных школах для детей с аутизмом и другими особенностями развития, конечно, проще избегать таких ситуаций. С другой стороны, инклюзивная среда для общения, а также присутствие типично развивающихся сверстников в качестве примера для подражания помогает детям успешнее овладеть теми социальными навыками, которые у них недостаточно развиты.
Для развития социальных навыков для наших детей организованы курсы внеурочной деятельности такие, как: «Юный кулинар» и «Научись меня понимать»
Я вам подробно расскажу о курсе «Научись меня понимать»
Мы с вами знаем, что большинство детей с аутизмом имеют трудности в развитии речи, а часть детей школьного возраста не может общаться с помощью устной речи и использует те или иные системы альтернативной коммуникации (общение с помощью картинок, с помощью жестов или письма). Коллектив сверстников, не имеющих таких проблем, является той развивающей средой, в которой ребенок может обобщить навыки коммуникации, обучение которым проводилось в естественной ситуации общения. И это не зависит от того, общается ли он с помощью устной речи или использует одну из альтернативных систем коммуникации. Именно в инклюзивной среде дети с аутизмом отрабатывают те навыки общения и коммуникации с ровесниками, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни в обществе.
Именно для развития речи и коммуникации нашими педагогами был разработан курс «Научись меня понимать». В данный курс входили следующие составляющие…
Игры на развитие скорости реакции.
Формирование произвольности поведения и развитие таких волевых качеств личности, как внимательности, самостоятельность, подчинение правилам, самоконтроль, осуществляется коррекция недостатков волевой сферы и нежелательного поведения. Важно учитывать, что правила и движения игр должны быть доступны исполнению ребенка, чтобы он чувствовал свою успешность.
Игры на развитие внимания.
В ходе таких игр идет формирование подражания, имитации. Если нормотипичные дети учатся и познают мир через подражание, то у детей с РАС подражание как механизм социализации отсутствует или несовершенен. В игре дети имитируют движения различных животных, подражают движениям взрослого, у них формируется процесс восприятия инструкции и указаний педагога.
Игры на развитие моторики.
Практика показывает, что, снижение произвольности движений у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений, устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия и уверенной походки, способности соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их без напряжения и скованности.
Игры на взаимодействие.
Для аутичных детей коллективный вид игры очень сложен, они спонтанно не включаются в коммуникативные отношения с другими людьми, поскольку это подразумевает высокий уровень социального взаимодействия и коммуникации. Совместные игры с ребенком – это хороший способ организации контакта с ним на доступном ему уровне. В процессе целенаправленной коррекционной работы у аутистов возникает чувство связанности друг с другом, что позволяет им контактировать, общаться и играть в группе детей в доступных для каждого пределах.
Во время занятий у детей формировались навыки пространственной ориентации, активизировались речевое развитие и развитие мыслительных процессов. Занятия в рамках внеурочной деятельности выполняли и воспитательную функцию: они, отвлекая детей от нежелательного поведения, снимали нервное напряжение, вызывали радостное, приподнятое настроение, что особенно необходимо для развития детей с РАС.
Данный курс способствовал формированию у детей усидчивости, умения работать в группах, проявлять взаимопомощь. Такие занятия способствовали коррекции психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, шла работа по улучшению восприятия, воображения, развитию мелкой моторики рук, крупной моторики в целом.
При использовании описанных эффективных методов и приемов организации внеурочных занятий, интересных ребенку форм их организации, на занятии возникает рабочая, творческая атмосфера. Дети работают увлечённо, с азартом. Они даже не замечают, как проходит время, отведённое для внеурочных занятий. У детей есть возможность сделать что-то своими руками. Ребята рады своим успехам.
К концу учебного года дети стали больше сотрудничать между собой и объединяться друг с другом в микрогруппы во время занятий. Дети стали доброжелательны, отзывчивы, самостоятельны. У детей не остаётся свободного времени на плохие поступки, нарушение дисциплины.
Следует отметить главные, на мой взгляд, моменты, которые необходимо учитывать при организации внеурочной деятельности детей с РАС:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, качание на качели, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т. д.).
3. Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным).
4. Поиск и использование эффективных форм, методов и приёмов обучения как необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса.
Всем вышеперечисленным занимается сообща наша команда коррекционных педагогов: поведенческий аналитик – супервизор, руководитель ресурсного класса – учитель-дефектолог – 1 человек, тьюторы – 6 человек, учителя-дефектологи – 2 человека, учителя-логопеды – 6 человек, педагоги-психологи – 4 человека.
Наши обучающиеся всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого человека. Во время обучения игровым навыкам необходимо моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и исподволь за лицом и манерами взрослого. Звуковые эффекты, хлопки в ладоши, смех, улыбка делают сессию игры веселой и интересной для ребенка.
Важно умело руководить процессом игры, чтобы она достигла своей цели и имела коррекционно-развивающий эффект.
Мы с вами знаем о важном преимуществе инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра – именно школа является той естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальнейшей жизни. После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных общеобразовательных школ. Мы уверены, что чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шанс того, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику специальной школы, а занятия внеурочной деятельностью помогут социализироваться еще легче