МААМ-картинки

Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра

Татьяна Сухова
Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

Внеурочная деятельность у детей с расстройством аутистического спектра в нашем учреждении проходит в ресурсном классе, либо в специально оборудованных кабинетах. Проводится в пересменок (после уроков первой смены и перед уроками второй смены). Дети либо задерживаются, либо приходят раньше на эти занятия соответственно. Занятие проводится для всех детей с РАС одновременно и длится 30-40 минут. Я вам расскажу о тех занятиях, которые были проведены в 2023-2024 учебном году.

На тот момент, в нашем ресурсном классе занималось 8 детей. В этом году их значительно прибавилось и стало 19, из них в ресурсном классе занимается 14 человек, 3 переведены в прошлом году в классы на частичное сопровождение (тьютор встречает, провожает и присутствует на контрольных работах) и 2 человека с РАС вновь прибывшие, также находятся в классах с тьюторским сопровождением.

Важнейшей задачей мы считаем развитие у детей социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе. Из исследований мы знаем, что большинство детей с аутизмом испытывают трудности при общении с другими людьми, и эти трудности без поддержки ребенка с аутизмом почти всегда приводят к непониманию и даже травле со стороны типично развивающихся сверстников. В специальных школах для детей с аутизмом и другими особенностями развития, конечно, проще избегать таких ситуаций. С другой стороны, инклюзивная среда для общения, а также присутствие типично развивающихся сверстников в качестве примера для подражания помогает детям успешнее овладеть теми социальными навыками, которые у них недостаточно развиты.

Для развития социальных навыков для наших детей организованы курсы внеурочной деятельности такие, как: «Юный кулинар» и «Научись меня понимать»

Я вам подробно расскажу о курсе «Научись меня понимать»

Мы с вами знаем, что большинство детей с аутизмом имеют трудности в развитии речи, а часть детей школьного возраста не может общаться с помощью устной речи и использует те или иные системы альтернативной коммуникации (общение с помощью картинок, с помощью жестов или письма). Коллектив сверстников, не имеющих таких проблем, является той развивающей средой, в которой ребенок может обобщить навыки коммуникации, обучение которым проводилось в естественной ситуации общения. И это не зависит от того, общается ли он с помощью устной речи или использует одну из альтернативных систем коммуникации. Именно в инклюзивной среде дети с аутизмом отрабатывают те навыки общения и коммуникации с ровесниками, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни в обществе.

Именно для развития речи и коммуникации нашими педагогами был разработан курс «Научись меня понимать». В данный курс входили следующие составляющие…

Игры на развитие скорости реакции.

Формирование произвольности поведения и развитие таких волевых качеств личности, как внимательности, самостоятельность, подчинение правилам, самоконтроль, осуществляется коррекция недостатков волевой сферы и нежелательного поведения. Важно учитывать, что правила и движения игр должны быть доступны исполнению ребенка, чтобы он чувствовал свою успешность.

Игры на развитие внимания.

В ходе таких игр идет формирование подражания, имитации. Если нормотипичные дети учатся и познают мир через подражание, то у детей с РАС подражание как механизм социализации отсутствует или несовершенен. В игре дети имитируют движения различных животных, подражают движениям взрослого, у них формируется процесс восприятия инструкции и указаний педагога.

Игры на развитие моторики.

Практика показывает, что, снижение произвольности движений у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений, устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия и уверенной походки, способности соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их без напряжения и скованности.

Игры на взаимодействие.

Для аутичных детей коллективный вид игры очень сложен, они спонтанно не включаются в коммуникативные отношения с другими людьми, поскольку это подразумевает высокий уровень социального взаимодействия и коммуникации. Совместные игры с ребенком – это хороший способ организации контакта с ним на доступном ему уровне. В процессе целенаправленной коррекционной работы у аутистов возникает чувство связанности друг с другом, что позволяет им контактировать, общаться и играть в группе детей в доступных для каждого пределах.

Во время занятий у детей формировались навыки пространственной ориентации, активизировались речевое развитие и развитие мыслительных процессов. Занятия в рамках внеурочной деятельности выполняли и воспитательную функцию: они, отвлекая детей от нежелательного поведения, снимали нервное напряжение, вызывали радостное, приподнятое настроение, что особенно необходимо для развития детей с РАС.

Данный курс способствовал формированию у детей усидчивости, умения работать в группах, проявлять взаимопомощь. Такие занятия способствовали коррекции психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, шла работа по улучшению восприятия, воображения, развитию мелкой моторики рук, крупной моторики в целом.

При использовании описанных эффективных методов и приемов организации внеурочных занятий, интересных ребенку форм их организации, на занятии возникает рабочая, творческая атмосфера. Дети работают увлечённо, с азартом. Они даже не замечают, как проходит время, отведённое для внеурочных занятий. У детей есть возможность сделать что-то своими руками. Ребята рады своим успехам.

К концу учебного года дети стали больше сотрудничать между собой и объединяться друг с другом в микрогруппы во время занятий. Дети стали доброжелательны, отзывчивы, самостоятельны. У детей не остаётся свободного времени на плохие поступки, нарушение дисциплины.

Следует отметить главные, на мой взгляд, моменты, которые необходимо учитывать при организации внеурочной деятельности детей с РАС:

1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, качание на качели, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т. д.).

3. Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным).

4. Поиск и использование эффективных форм, методов и приёмов обучения как необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса.

Всем вышеперечисленным занимается сообща наша команда коррекционных педагогов: поведенческий аналитик – супервизор, руководитель ресурсного класса – учитель-дефектолог – 1 человек, тьюторы – 6 человек, учителя-дефектологи – 2 человека, учителя-логопеды – 6 человек, педагоги-психологи – 4 человека.

Наши обучающиеся всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого человека. Во время обучения игровым навыкам необходимо моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и исподволь за лицом и манерами взрослого. Звуковые эффекты, хлопки в ладоши, смех, улыбка делают сессию игры веселой и интересной для ребенка.

Важно умело руководить процессом игры, чтобы она достигла своей цели и имела коррекционно-развивающий эффект.

Мы с вами знаем о важном преимуществе инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра – именно школа является той естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальнейшей жизни. После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных общеобразовательных школ. Мы уверены, что чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шанс того, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику специальной школы, а занятия внеурочной деятельностью помогут социализироваться еще легче

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики»Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики» 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» впервые стартовал космический корабль, пилотируемый человеком. Длительность орбитального полета.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сухова (УИ 2605508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД