Юлия Максимовна Баринова
Организация «Уголка ряжения» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация уголка «Ряжения» в первой младшей группе №1 «Солнышко»
Подготовила воспитатель Баринова Ю. М.
Новое Девяткино, 2024 год
Содержание:
1. Актуальность наличия уголка «Ряженья» в ДОУ
2. Цели и задачи организации уголка «Ряженья» в ДОУ
3. Особенности уголка «Ряженья» для детей раннего возраста
4. Организация уголка «Ряженья» в первой младшей группе №1 «Солнышко»
Темочки:
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки ряженья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2024
1. Актуальность наличия уголка «Ряженья» в ДОУ
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия, и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Игра — ведущий вид деятельности у детей 1,5–7 лет. При этом в образовательном процессе детского дошкольного учреждения (ДОУ) совершенно особое место занимают театрализованные забавы, в которых малыши примеряют на себя различные роли. Они приносят детям много радости и пользы. Малыши развивают мелкую моторику, застегивая пуговицы и завязывая ленточки. Формируются навыки самообслуживания. Перевоплощаясь в животных, сказочных героев, представителей различных профессий, ребятишки развивают фантазию, отрабатывают необходимые поведенческие навыки.
Во время игр дошкольники примеряют различные роли. Они представляют себя героями сказок, продавцами и врачами, пожарными и космонавтами, принцессами и супергероями. Таким образом малыши получают необходимый жизненный опыт, учатся общаться в рамках заданного регламента поведения. Большим подспорьем становятся различные атрибуты, костюмы, позволяющие перевоплотиться в выбранного персонажа. Специально для этих целей и организуется в детском саду уголок ряженья.
Ряжение - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов.
Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.
Важно отметить, что этот уголок также и временное пространство, где дети могут играть роли и быть вне своих обычных реалий. Он помогает им погрузиться в мир фантазий, испытать себя в разных ролях и научиться легко и радостно общаться с другими детьми. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Уголок ряжения в детском саду играет значительную роль в развитии детей и помогает им познавать мир во всей его красоте и разнообразии. Это место, где дети имеют возможность выразить свою индивидуальность, развить воображение, творческое мышление и социальные навыки.
Во-первых, уголок ряжения позволяет детям вжиться в роль различных персонажей и представить себя в другом свете. Они могут стать супергероями, принцессами, пиратами, животными и многими другими персонажами, воплощая их через костюмы и аксессуары. Это помогает детям развивать свою собственную личность, узнавать о своих предпочтениях и интересах.
Во-вторых, использование уголка ряжения в детском саду способствует развитию творческого мышления у детей. Они могут самостоятельно создавать и декорировать костюмы, придумывать сценки и игры, раскрашивать маски и аксессуары. Это обучает детей преобразовывать предметы и использовать их для выражения своей фантазии.
В-третьих, уголок ряжения помогает развивать социальные навыки у детей. Во время игры в ролевые сценки и маскарады, они учатся сотрудничать, общаться и решать проблемы в группе. Это помогает развивать навыки эмоционального интеллекта, включая умение слушать, выражать свои мысли, понимать эмоции других людей.
Таким образом, уголок ряжения в детском саду имеет важное значение для развития детей. Он помогает им узнавать о себе и мире, развивать творчество, фантазию и социальные навыки. Разнообразные ролевые игры и маскарады создают положительную атмосферу, стимулируют развитие ребенка и способствуют его полноценному и гармоничному развитию.
2. Цели, задачи и требования к организации уголка «Ряженья» в ДОУ
Организация уголка ряжения в детском саду имеет свои цели и задачи.
Цель создания уголка ряжения - это развитие творческого мышления, воображения и самовыражения у детей. Уголок ряжения способствует развитию коммуникативных навыков, так как дети обмениваются идеями, договариваются о выборе костюма, совместно создают атмосферу праздника.
Задачи:
• стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
• формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
• развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
• поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
• создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).
Требования, предъявляемые к организации уголка «Ряженья»:
1. Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста. Так, малышам первой и второй младших групп будет непонятным назначение большой ширмы, потому что они знакомятся только с настольным театром, театром теней, картинок, петрушек, для которых достаточно настольной. Для костюмированных представлений, происходящих в едином антураже и одежде, перегородка для переодевания и смены декораций тоже не нужна.
2. Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на фартуках и пр.). Кроме того, в уголке должно быть достаточно костюмов и для мальчиков, и для девочек (по 3–4 с возможностью комбинирования с целью создания новых образов). А также обязательным элементом являются наглядные пособия о характерных особенностях разных видов театра, правилах поведения во время просмотра постановок (для малышей, не умеющих читать, эта информация может быть представлена в виде картинок).
3. Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья малышей (игрушки без острых углов, чистые парики и костюмы и т. д.). В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). Кроме того, одежда для отрицательных персонажей не должна нести откровенно негативного посыла. То есть даже чёрные лохмотья Бабы-Яги можно украсить «прилипшей» зелёной травой из ткани или торчащими из карманов фантиками от конфет.
4. Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят. Так, если дети в старшей группе на занятии по развитию речи читали сказки о приключениях Незнайки, то шляпа этого милого персонажа будет очень уместна в уголке ряжения.
5. Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов. Что касается первого, то обычно это условие выполняется за счёт яркой ширмы, забавных кукол — постоянных жителей зоны переодевания, а также принципа 70 к 30, то есть 70% материалов изготавливается своими руками, а 30% — приобретается готовыми (парики, элементы костюмов).
3. Особенности уголка «Ряженья» для детей раннего возраста
Воспроизводить во время игры различные сюжеты дети учатся, начиная с двух лет. Особенности возраста для создания уголка ряженья у детей 2–3 лет заключаются в том, что им требуется помощь взрослого. Воспитатель помогает организовать коллективную игру, распределяет роли, обогащает сюжет. У малышей не развито абстрактное мышление. Поэтому важно, чтобы воспроизводимое действие максимально напоминало настоящее. Добиться этого помогает уголок ряжения в младшей группе детского сада.
Задачи уголка «Ряженья» для раннего дошкольного возраста:
1. Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы, театром теней, картинок, петрушек.
2. Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
3. Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
4. Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).
Далее рассмотрим, как организован уголок «Ряженья» в нашей первой младшей группе №1 «Солнышко».
4. Организация уголка «Ряженья» в первой младшей группе №1 «Солнышко»
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Организовывая уголок «Ряженья» в нашей группе, мы постаралась сделать его ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Наполнение нашего уголка ряжения:
1. Маски по сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», а также игровые маски для свободной игры и маски животных,
2. Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка, продавца (фартук, полицейского (жилетка, кепка и жезл, пожарного (куртка и каска, каски строителей,
3. Отдельные детали одежды для составления образов (юбки, жилетки, платки, сумки, очки)
4. Костюмы различных животных – медведя, волка, кошечки, обезьянки и др.
5. Столик с зеркальцем и различными шкатулками с бусиками, кольцами, заколками, веерами, браслетами для украшения.
6. Различные головные угоры – повязки, шляпки.
Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.
Дети очень любят наряжаться, переодеваться в любимых сказочных и мультяшных героев. С огромным удовольствием они надевают наряды мишки, милой кошечки или смелого волка, с интересом рассматривают себя в зеркале, сравнивают себя с другими малышами.
Игры с переодеваниями привносят в группу много радости и оживления. При этом младшие воспитанники в процессе таких игр учатся одеваться самостоятельно, завязывать тесемки, застегивать пуговицы.
Как видим, уголок ряженья играет не малую роль для дошкольников, потому что именно эта часть их жизни в детском саду приносит детям очень много эмоций, воспоминаний, а главное, театрализованная деятельность делает не малый вклад в нравственное воспитание детей.