Нурыева Умса
Организация специального образования в Туркменистане
▼ Скачать + Заказать документы
Нурыева У. И.
Туркменистан г. Туркменбаши детский сад №26
Аннотация: Студентка 5 курса БашГУ, факультет психологии, кафедра педагогики, гражданка Туркменистана, планирует работать в Туркменистане, организация специального образования в которой имеет как сходные черты, так и различия и в структурном плане, и по времени отдельных преобразований. Умса Нурыева рассматривает приоритетные направления образования в государственной политике Туркменистана, изучает текущий этап развития специального образования в стране, в которой планирует работать по окончании университета.
Публикация «Организация специального образования в Туркменистане» размещена в разделах
Ключевые слова: государственная образовательная политика Туркменистана, специальное образование, дети с ОВЗ, Реабилитационный учебно-воспитательный комплекс
Я обучаюсь в БашГУ пятый год, высоко оцениваю заложенные преподавателями кафедры педагогики знания, как теоретические, так и практические, сочетающие классический базис дисциплин с раскрытием и анализом текущих тенденций в специальном образовании, с неоднозначными фактами и явлениями, с опорой на уже имеющийся опыт, представления студентов, с поддержкой личного стиля будущих специалистов.
Для меня такой подход особенно важен, так как я готовлюсь работать в другой стране, организация специального образования в которой имеет как сходные черты, так и различия и в структурном плане, и по времени отдельных преобразований.
Согласно приоритетным направлениям образования в государственной политике Туркменистана создаются все условия для интеллектуального роста и воспитания высоко эрудированного, духовно богатого, физически развитого молодого поколения. По доброй традиции, базирующейся на лучшем мировом опыте, исконных духовных ценностях, богатейшем историческом и культурном наследии туркменского народа, лидер нации Гурбангулы Бердымухамедов всех первоклассников, а их каждый учебный год больше 100 тысяч – поздравляет особо. От имени Президента страны ребята получают нетбуки, которые с первых дней учебы становятся для них помощниками в приобретении знаний, так как получить образование и овладеть специальностью, став подготовленным к жизни – большое счастье для любого человека. Наш народ в течение тысячелетий накопил богатый опыт в области науки и образования. Это бесценное достояние – основа жизненных принципов и духовно-культурных традиций туркмен.
В течение последних лет в сфере образования произошли огромные изменения, переход на 12-летнюю систему образования, существенные коррективы внесены в учебные программы: углубленное изучение иностранных языков; внедрение новых учебных методик; выпуск новых качественных учебных изданий. Особое внимание уделяется развитию физкультуры и спорта, приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
5 сентября 2014 года на основании указа Президента Туркменистана за №13835 “О коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)” в Балканском велаяте, г. Балканабат открыт Реабилитационный учебно-воспитательный комплекс для детей с ОВЗ. По стране таких центров шесть, в пяти велаятах и в столице г. Ашхабад.
Прилегающая благоустроенная территория комплекса в прекрасной архитектурной гармонии Востока и Европы, занимает 7,9 гектара. Наружную часть здания занимают спортивные площадки, на которых созданы все условия для занятий физическими упражнениями. Для каждого здания комплекса, а их пять отдельные игровые площадки. Здесь также находится водноспортивный зал. В реабилитационной части комплекса кабинеты административно-управленческого персонала, кабинеты педиатров, логопедов, физиотерапии, массажа, электролечения, ортопедии, стоматолога, гинеколога, электрофизиотерапии, рентгена, электротерапии, УЗИ, ЭКГ и другие. Круглогодичное нахождение детей в центре, обучение, врачебное сопровождение, а также выезды детей на отдых в туристические зоны Туркменистана целиком и полностью за счет государства. Нахождение круглосуточно детей в центре осуществляется с письменного разрешения родителей или лиц их заменяющих.
Обучение ведется по двум государственным программам, 12-летнее для детей с сохранным интеллектом и 9-летнее для детей с умственной отсталостью. Существуют два сектора обучения туркменский и русский.
Программа на русском языке приближена к программе обучения российских школ, для успешной интеграции детей в российское общество в случае переезда.
Центр состоит из 5 корпусов, в каждом корпусе имеются: классы для занятий, благоустроенные общежития, столовая, спортивный зал, комнаты для релаксации, читальный и ТВ залы. В наличии мастерские для девочек (швейные, для мальчиков (столярные, кабинеты для ручного труда.
За здоровьем детей наблюдают не только врачи реабилитационного центра, но и ПМП (психолого-медико-педагогическая) комиссия ежемесячно.
Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и другого специального оборудования с учетом зрительного дефекта. Обучение незрячих детей базируется на использовании осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля. Редакторами в центре разрабатываются книги по системе Брайля на туркменском языке.
Центр рассчитан на 420 детей, на базе центра размещается дошкольное учреждение на 80 детей. Педагогический коллектив составляет 50 человек. Медицинский персонал – 30. Организованы курсы для родителей.
На проводимых национальных праздниках и других мероприятиях с интересом присутствуют родители детей. Хорошо организована кружковая работа, дети становятся лауреатами и победителями конкурсов, призёрами и стипендиатами. Выпускники школы поступают в учебные заведения страны на льготной основе. Много детей продолжают спортивную карьеру. Становятся призерами параолимпийских соревнований в стране и за рубежом. После окончания школы глухонемые и слепые дети продолжают свою трудовую деятельность в Обществе слепых и глухонемых.
Построение коррекционного образования опирается на нормативно-правовую основу по организации обучения лиц с ОВЗ в соответствии с решениями, отраженными в документах нескольких уровней: международных; Федеральных; ведомственных; региональных. Расширение и детализация существующих прав и свобод лиц с ОВЗ соответствует преобразованиям в ситуации общественного понимания проблемы: Закон Туркменистана «О внесении изменения в Закон Туркменистана «Об образовании в Туркменистане», принятый Меджлисом Туркменистана 15 февраля 2007 года (Ведомости Меджлиса Туркменистана, 2007 г., № 1, ст. 5, внесение в Закон Туркменистана «Об образовании», принятый 4 мая 2013 года (Ведомости Меджлиса Туркменистана, 2013 г., № 2, ст. 21; 2014 г., № 4, ст. 153; 2017 г., № 1, ст. 36; 2018 г., № 2, ст. 55, следующих изменений:
Для граждан Туркменистана общее среднее образование является обязательным, государство гарантирует гражданам Туркменистана доступность освоения образовательных программ в государственных образовательных учреждениях.
Здесь уместно было бы привести в пример слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «В целом у нас очень хорошие заделы для сотрудничества, в том числе в гуманитарной сфере. Сегодня Президент Туркменистана Г. М. Бердымухаммедов подчеркнул свою полную поддержку нашему взаимодействию в сфере образования. 30 тысяч граждан Туркменистана учатся в российских университетах. Русский язык преподается во многих учебных заведениях Туркменистана. Школа им. А. С. Пушкина является, по отзывам профессионалов, лучшей в регионе» .
Список источников
2. Закон Туркменистана «Об образовании в Туркменистане», принятый Меджлисом Туркменистана 1 октября 1993 года (Ведомости Меджлиса Туркменистана, 1993 г., № 9-10, ст. 71);
3. Copyright 2012-2020 Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH) - Туркменистан сегодня
4. Журнал Gundogar News © 2013
5. sng.today «Туркменистан»
6. Государственное информационное агентство Туркменистана / 22.10.2020