Татьяна Садовщикова
Организация совместной образовательной деятельности детей «Природа наш друг» в средней группе
Организация совместной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Природа наш друг»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры.
Задачи:
• Образовательные:
совершенствовать представление детей о временах года, некоторых их признаках;
Публикация «Организация совместной образовательной деятельности детей „Природа наш друг“ в средней группе» размещена в разделах
помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения на природе;
• Развивающие:
развивать познавательный интерес детей;
развивать навыки свободного общения с взрослым и детьми;
развивать восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, способности сравнивать и анализировать.
• Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения, умения действовать сообща.
воспитывать умения правильно вести себя в природе.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда темы СОД: картинки времен года, иллюстрации с изображением деревьев, иллюстрации о поведении в лесу, разрезная эмблема «Юный эколог», материал для эксперимента, магнитофон.
Предварительная работа:
• чтение развивающих книг из серии «Познаю мир вокруг»,
• комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.
• Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».
• Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Ход занятия
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Приветствие: Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг- друга:
Проводится игра «Здравствуйте!».
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, дети! Здравствуйте!
-Вот мы подарили друг- другу частичку здоровья!
- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
- Тогда слушайте:
«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!
- Ну что ребята, поможем лесовичку?
Мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе, выполняя задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть ЭМБЛЕМЫ, которую мы с вами должны собрать в одну большую Эмблему.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей)
— Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.
Возьмитесь за руки, чтобы никто не потерялся…
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: А вот и первая остановка, лесная полянка. На ней мы поговорим о временах года. Назовите их. (Воспитатель показывает картинки)
А какое сейчас время года? Назовите признаки осени. - Ребята, назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)
- А сейчас какой период? (ранний)
- Молодцы!
- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)
- Назовите его части (корень, ствол, ветки и листья)
- Как вы думаете, дерево живое? (да)
- Почему? (Оно растет, дышит, питается)
А, сейчас мы поиграем в игру «Подбери дерево».
Раздаю листочки нужно прикрепить туда, с какого дерева они улетели)
Молодцы ребята! Справились с первым заданием, получили часть эмблемы.
Воспитатель: Справились с заданием, отправляемся дальше. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?
Физкультминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочередно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверят,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
Воспитатель: А мы с вами пойдем дальше по тропинке.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Ой! Тропа обрывается на краю реки.
Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)
-Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.
Опыт.
Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:
Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода
Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды.
Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды.
-Молодцы, справились и с этим заданием. (Эмблема)
Тогда отправляемся дальше.
— Вот мы и перебрались на другой берег.
Какая интересная загадочная полянка. Присядем, отдохнем.
-Ребята, посмотрите, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. (Дети объясняют)
-Ребята, посмотрите на эту картину, что сможете сказать. (Работа по экологическому знаку)
Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте.
Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Не рвать цветы.
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не разорять птичьи гнёзда.
4. Не мусорить.
5. Не разорять муравейники.
6. Не разводить костры.
7. Не обижать животных.
8. Не ломать деревья.
9. Не разрушать грибницы.
Игра «Береги природу» (Нужно очистить природу от мусора, воспитатель в группе разбрасывает на коврике содержимое пакета, дети должны по сигналу взрослого быстро собрать мусор в мешок)
-Молодцы, справились и с этим заданием.
Ой, посмотрите, ещё одна часть эмблемы.
- Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями.
Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
- Молодцы ребята!
Воспитатель: Хвалит детей и говорит, что дети справились со всеми заданиями и теперь можно собрать из частей Эмблему. Давайте ее соберем!
Воспитатель: предлагает детям вступить в команду Юных экологов, но для этого нужно дать клятву.
Клятва.
Мы – юные экологи,
Плечом к плечу встаём
И клятву нашей Родине
Торжественно даём.
Мы вышли на просторы
И твёрдо говорим:
Леса, поля и горы
В обиду не дадим!
Мы клятвы не забудем,
Как станем вырастать.
Любить природу будем,
Беречь и защищать.
Воспитатель: дети вы вступили в команду Юных экологов и теперь вы защитники природы.
После того как они дадут клятву, торжественно присвоить звание «Юный эколог» и одеть эмблемы.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг.
Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле.
- Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.
А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.
Повертелись, покружились и в саду мы очутились.
- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
- Что мы делали в лесу?
Помогли лесовику очистить полянку.
Спасибо! Молодцы!