Баган Светлана
Организация сенсорной комнаты в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация сенсорной комнаты в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорика — это многообразие всех ощущений, благодаря которым ребёнок воспринимает мир. Различные стимулы помогают сформировать у детей представления о пространственном положении, форме, величине, запахе, вкусе и других факторах. Развитие сенсорики стимулирует все способы познания. В сенсорной комнате происходит комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребёнка, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности.
Публикация «Организация сенсорной комнаты в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребё нка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, кресла, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, мягкие игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Пуфик - мешок можно использовать для расслабления, а также он идеально подходит и для подвижных игр. Благодаря идеально круглой форме миллионов гранул, которые находятся в пуфике, он легко подстраивается под изгибы тела ребёнка, тем самым обеспечивая ортопедический эффект. Пуфик фиксирует позвоночник в естественном положении и позволяет мышцам ребёнка расслабиться.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками – великолепное средство для точечного массажа всего тела, снятия напряжения. Также, благодаря играм с шариками, у детей происходит развитие мелкой моторики, формирование понятий о цвете и форме, улучшение координации, исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. В целом можно отметить общеукрепляющее воздействие и создание положительного эмоционального фона.
Установка для ароматерапии, благодаря нескольким каплям натуральных арома-масел способна распространять лёгкие успокаивающие или, наоборот, бодрящие ароматы. Очень полезны ароматы лаванды, розы, лимона, жасмина, вербены, петитгрейна, ели, базилика, мяты, гардении.
Музыкальные этюды действуют на определё нные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т. д. Релаксационными свойствами обладают отрывки из следующих музыкальных произведений: Бах И. С. «Ария из сюиты № 3», медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Кавантина Нормы»; Вивальди А. «зима»; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8,14,23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года и др. Ребёнку предлагают прослушивать различные музыкальные произведения.
Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими эффектами, массажные мячики и т. д. Дополнительно в него также можно включить и сухой бассейн.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание. Применение оборудования этого блока направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности детей с ОВЗ.
Световое оборудование для сенсорной комнаты также служит одной из двух указанных целей: релаксации и активации.
Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные “звездочки”. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Эти упражнения очень нравятся детям с РАС, а также эффективны для детей с дефектами зрения.
Прибор динамической заливки света «ПЛАЗМА-250» и «Плазма-100» - прибор, который создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Это приковывает внимание детей, способствует релаксации и развитию фантазии.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой - в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, поднимаются вверх пузырьки воздуха. Если прижаться к трубке, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается “Мягкой платформой”. Колонна воздействует на органы восприятия, вестибулярные рецепторы и снимает психоэмоциональное напряжение ребёнка. Вода плюс воздух, выбранные цвета создают ощущение безопасности, уходит беспокойство, исчезает тревожность при активной деятельности мозга. Идеально подходят для создания комфортного состояния у детей с РАС.
Зеркальный шар, профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» - луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой стал ребёнок. Это особенно помогает детям с ОВЗ в период адаптации к школе, происходит формирование доверия, эмоционального контакта.
Таким образом, сенсорная комната помогает в создании благоприятного климата для развития и раскрытия возможностей детей с ОВЗ. В ней происходит не только снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, но и активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды, а также стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.). В ней можно проводить коррекционные занятия с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения, с РАС по коррекции психических процессов, игровой деятельности.