Ольга Вадимовна Рублёва
Организация РППС в подготовительной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Возраст: 6-7 лет
Предметно-развивающая среда в нашей группе, согласно ФОП, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе.
Публикация «Организация РППС в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию ФОП;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, а также здоровьесберегающей и эстетически - привлекательной.
Содержательно-насыщенная среда должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, ширм и т. д.); наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов заместителей в детской игре).
Вариативность среды - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды - доступность для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Здоровьесберегающая среда – эмоционально-комфортная среда пребывания воспитанников в группе и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Эстетически-привлекательная – развитие эстетической культуры, творческой мотивации дошкольников.
РППС группы предполагает наличие рабочей, активной, спокойной зоны и представлена по пяти образовательным областям.
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Центр сюжетно-ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Представлены сюжетно-ролевые игры «Дом. Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Ателье», «Кафе», «СТО», «Почта», «Турагентство», «Сбербанк» и др. Все необходимые для разворачивания игры материалы и атрибуты хранятся в отдельных коробках. Игровая зона группы распределена на два микропространства: центр игры для мальчиков и девочек. Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы, оборудование, для повышения интереса детей к играм. Имеются атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр по интересам и запросам детей: наборы игрушек и предметов, помогающих отразить социальный быт (мебель; посуда; орудия труда; куклы, отражающие половую принадлежность).
Центр патриотического воспитания – состоит из 5 блоков (наша планета Земля; знания о государстве; малая родина: родной край (г. Белгород и Белгородская область, народные традиции и культура; семья).
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Театрально-музыкальный центр - имеются виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, теневой. Также в группе имеется «Костюмерная», где дети очень любят драматизировать небольшие сказки, рассказы, обыгрывать этюды. Центр регулярно пополняются новыми атрибутами (в том числе сделанными своими руками). Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, большое количество масок для театрализации, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, Лэпбук на развитие знаний о музыке, музыкальная колонка, аудио записи музыкальных классических и детских произведений соответствующих возрастной группе.
Центр художественного творчества - обеспечивает решение задач по формированию творческого потенциала детей, художественных способностей, воображения, самостоятельности, развития интереса к изодеятельности. В доступности находятся материалы для творческой деятельности детей: восковые мелки, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная и чёрная бумага, бумага для свободного рисования, краски, кисточки, трафареты, шаблоны, обводки, ватные палочки, спонжи (круглая губка) для рисования, печати.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие представлено центром речевого развития и центром книги, расположены в непосредственной близости друг с другом. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. Книги подобраны по ФОП и возрасту детей. В центре представлены для развития речи -сюжетные картинки, игры «Расскажи сказку», «Собери картинку», Лэпбуки и др. Также представлены портреты и биография известных детских и зарубежных писателей, авторов.
4. Образовательная область «Познавательное развитие»
Центр математики расположен в рабочей зоне. Содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления. Это и счётный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, временно-пространственные отношения, Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Часть материалов изменяется в соответствии с темой недели.
Центр природы и экспериментирования создан для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. В этом центре имеется: два растения, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, фигурки насекомых. Материалы для простейшего экспериментирования (различные ёмкости для воды и сыпучих, лупа, песочные часы, природный материал, предметы разной величины, магнит) располагаются в закрытом контейнере. Все опыты и эксперименты проводятся по календарно-тематическому планированию.
Центр конструирования - в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки; настольный конструктор (деревянный, Лего Дупло и маленький - к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки); настольный конструктор (магнитный, металлический, тетрис, деревянный балансер, пластмассовый трубочки и т. д.).
В РППС группе создан и центр уединения. Здесь у детей есть возможность отдохнуть, «посидеть в тишине», полистать любимую книгу, «позвонить» по телефону маме.
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Центр двигательной активности необходим для развития движений и совершенствования двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной
деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
В нашем центре: картотека подвижных и малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей; картотека физкультминуток, утренней гимнастики, дыхательной и пальчиковой гимнастики, считалок в соответствии с возрастом детей; иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Также, спортивные настольные игры: хоккей, футбол. Имеются атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (ленточки, султанчики). Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (горох, фасоль) разных форм;
- массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами;
- бросовый материал (яйца от киндер сюрпризов, каштаны) для захвата и
перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- мячики – ежики.
Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки, обручи, шнуры, бруски.
Для перешагивания, подъема и спуска:
- бруски деревянные разных размеров.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцеброс;
- мячи резиновые разных размеров;
- мешочки с песком для метания;
- корзины для игр с бросанием;
- дартс с мячиками на липучках;
- кегли.
В нашем физкультурном центре есть нетрадиционное оборудование: ширма, которая служит в качестве препятствий, лабиринта и т. д. Оборудование, сделанное руками родителей (игра «Парашют») и руками педагогов (гантели из пластиковых бутылок, игра «Поймай» и т. д.).
В центре имеется выносное оборудование (клюшки, футбольный мяч, бадминтон, скакалки, обручи, санки) и картотека подвижных и малоподвижных игр.
Все материалы хранятся непосредственно в самих центрах и обновляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, потребностями и желаниями детей. Таким образом, в организации РППС отведено важное место в воспитании детей и созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать информацию, полученную в непосредственной образовательной деятельности.