Челнокова Светлана Викторовна
Организация развивающей среды по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация развивающей среды по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в соответствии с ФОП»
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека к жизни.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для достижения гармонии с природой, человеку необходимо учиться заботится о своем здоровье. Встает вопрос - когда необходимо начинать заботиться о своем здоровье?
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни
Планомерная, выстроенная в системе работа по формированию ЗОЖ с использованием предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы и всего пространства дошкольного учреждения в целом является необходимым условием построения системы здоровьесбережения детей в дошкольной организации.
Федеральный государственный стандарт на современном этапе дает свое определение развивающей предметно-пространственной среды. И требования предъявляемые ФГОС ДО к среде необходимо учитывать при ее создании, независимо для каких целей вы ее организуете.
Главной целью создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды для формирования ЗОЖ у дошкольников соответствии с требованиями ФГОС ДО является создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно – гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни.
Наполняемость этой среды в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Они зависят от задач физического развития, предъявляемое образовательной программой ДОУ.
И приобщение к здоровому образу жизни на наш взгляд неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Жизнь ребенка в группе должна быть насыщена разнообразными, плодотворными и результативными видами деятельности. Ребенок живет весь день, каждую минутку. Он должен быть непрерывно и разнообразно занят, но при этом должен ощущать себя свободным от внешнего воздействия, потому что выполняет то, что для него значимо, актуально сегодня и сейчас. Ребенок всегда в движении.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, 1)
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Кроме того, удовлетворить самую главную потребность – двигательную активность.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
6) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования
Необходимо в группе создать физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т. д).
Предметно-пространственная среда в группе должна быть оформлена таким образом, чтобы было для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.
Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
-создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
-помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
-стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.