Приложение МААМ

Организация развивающей среды для детей 0–3 лет в системе М. Монтессори

тагиева гюльтакин
Организация развивающей среды для детей 0–3 лет в системе М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру.

Первый год жизни

Новорожденный (0-3 месяцев)

Публикация «Организация развивающей среды для детей 0–3 лет в системе М, Монтессори» размещена в разделах

1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.

2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.

3 месяца. Развивается обоняние, ребенок узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу".

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 месяцев).

4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.

5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.

6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 месяцев)

7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.

8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.

9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».

10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.

11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.

12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

• Год – полтора года: малыш-исследователь.

• Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.

• Два – три года: «пик» умственного развития.

От года до двух лет

• Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.

• Все его эмоции одинаково сильны.

• Ребенок еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.

• В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.

• Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.

• Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.

• Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.

• Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.

• Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.

• Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать почаще.

• После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.

• Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.

• Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.

• Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ти месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.

От двух до трех лет

Словарный запас малыша стремительно расширяется.

• К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

• Комментирует все свои действия, таким способом он тренирует не только речь, но и внимание с памятью.

• Ребенок копирует не только речь взрослых, но и их поведение.

Родители все чаще слышат вопрос: «Почему?». Не ленитесь на него отвечать.

• Малыш способен запоминать небольшие стихи или песни.

• Ребенок уже умеет придумывать сюжеты игр или истории, у него развивается воображение. Впервые примеряет на себя чужие образы и роли в игре.

• Детям в этом возрасте просто необходимо общение со сверстниками, он ведет себя с ними дружелюбно, делится игрушками. Именно в это время появляются первые друзья.

• Формируется самолюбие и гордость, малыш стремится угодить маме и папе.

• Это уже маленькая личность, он будет прислушиваться к вам только тогда, когда вы научитесь договариваться с ним, а не просто будете требовать полного повиновения.

• Трехлетка все еще нуждается во внимании и заботе родителей, и если ему будет не хватать этого, то он снова станет «маленьким» : попросит покормить или переодеть его, хотя давно делает это сам.

Раннее детство ребенка длится до трех лет, с каждым днем малыш понимает все больше, говорит все лучше и становится все более самостоятельным. Окончание этого периода – кризис трех лет, а затем ребенка можно будет назвать дошкольником.

Разрабатывая свой научный метод, Мария Монтессори опиралась на знания антропологии и психологии ребенка.

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет четыре фазы: от 0 до 6, от 6 до 12, от 12 до 18 и от 18 до 24 лет.

Нам будет интересна первая половина фазы 0-6 лет - 0-3 года.

Первая фаза (0-6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

В соответствии с космическим планом ребенок “решает” внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, сверхчувствительным резонатором эмоций родителей главным образом матери.

Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

М. Монтессори характеризует сензитивные периоды как возрастные периоды особой чувствительности к воздействиям определенных предметов, явлений и условий действительности, которые связаны с определенной стадией развития коры головного мозга, которая актуальна на данном возрастном этапе. Появление у ребенка сильной внутренней потребности к развитию определенных навыков и умений и связанная с этим высокая активность вызваны последовательностью внезапно появляющихся в подкорковых отделах мозга сильных эмоций, которые при соприкосновении с окружающим миром способствуют развитию сознания ребенка. Естественным путем создаются благоприятные условия для успешного освоения ребенком окружающего мира и адаптации в нем. Именно в периоды сензитивности ребенок способен на большие достижения в своем развитии. Сензитивные периоды являются универсальными, т. е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом восприимчивости.

Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.

Не в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода извне, взрослый должен знать о существовании этих периодов, наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, и использовать результаты наблюдений для оценки актуального уровня развития ребенка.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей среды: математический уголокОрганизация развивающей среды: математический уголок В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей среды для детей 0–3 лет в системе М. Монтессори
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 00:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей среды для детей 0–3 лет в системе М. Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем тагиева гюльтакин (УИ 2012821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД