Татьяна Петровна Иванова
Организация развивающей предметно — пространственной среды в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная образовательная организация представляет собой то место, где каждый ребенок сможем получить опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Наиболее перспективной формой организации внутреннего пространства дошкольной организации выступает образовательная среда, в частности развивающая предметно-пространственная среда как компонент образовательной среды [1].
Публикация «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что развивающая предметно-пространственная среда направлена на обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря, чтобы развивать дошкольников с учетом особенностей возрастного периода, охраны и укрепления их здоровье, особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [2].
В нашей дошкольной организации построение целостной образовательной среды отработано в группах различной направленности – общеразвивающей, оздоровительной и компенсирующей для детей с ТНР.
Проектируя развивающую предметно-пространственную среду в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы учитываем (рис. 1) :
Рис. 1. Учет особенностей детей с ТНР
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть сконструирована таким образом, чтобы чередовалась организованная образовательная деятельность, совместная и свободная деятельность детей, реализовывался режим двигательной активности, что способствует предупреждению интеллектуального утомления и сохранению здоровья.
Важным аспектом при организации развивающей предметно-пространственной среды группы является создание комфортной, эстетичной, подвижной окружающей обстановки, которая вызывала бы стремление к самостоятельной деятельности. Для того чтобы каждый ребенок нашел для себя деятельность, которая его привлекает, в группе оборудованы различные центры определенного вида деятельности :
- Центр здоровья;
- Центр красивой речи;
- Центр науки и экспериментирования;
- Центр конструктивной деятельности;
- Центр музыки и театра;
- Центр книги;
- Центр изобразительной деятельности;
- Центр социально-эмоционального развития и др.
Каждый центр отграничен от другого пространства мебелью или воздушным зонированием. В некоторых центрах присутствует сказочный герой или литературный персонаж, по которому дети отправляют его.
Развивающая предметно-пространственная среда группы постоянно обновляется. Родители воспитанников помогают пополнять ее, с помощью них осуществляется обновление продукции в магазине, больнице и салоне красоты, изготовление спецодежды, добавление инструментов и т. д. Среди игровой атрибутики значительное место отводится поделкам, которые используют дети в играх – деньги, кошельки, бланки рецептов и др. Подобные «самоделки» способствуют повышению интереса у дошкольников к игре.
Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является сложным процессом, так как среда выступает комплексным, системным, вариативным, пластически меняющимся механизмом непрерывной помощи детям. Именно организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности выступает в качестве эффективного условия реализации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Кроме этого развивающая предметно-пространственная среда группы способствует стимулированию развития самостоятельности, инициативы, активности дошкольников.