Белова Эльвира Юрьевна
Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию во второй группе младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию во второй группе младшего возраста
Экологическая развивающая среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор формирования личности. Образно говоря, все окружающее выступает для ребенка раскрытой книгой, из которой он, сам того не осознавая, непрерывно черпает материал для обогащения памяти и сознания.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию во второй группе младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В Стандарте главное не результат, а условие. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.
Опыт работы показывает, что на протяжении процесса взросления детей, изменения их интересов, предпочтений, все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. То есть, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе мной организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции шишек, мха, песка, земли, коры, материалы для ухода за растениями. Также в группе имеется центр для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает центр природы, где содержатся комнатные растения. Растения центра природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в центре природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.
Цели и задачи по экологическому воспитанию детей 2 младшей группы.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления об окружающем мире :
- насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.
Составляющая экологического центра :
Зона животные:
Для полноценного знакомства с природой очень важно, чтобы дети могли наблюдать не только растения, но и животных. Поэтому целесообразным является организация так называемой экологической гостиной, расположенной в общем холле детского сада, куда бы имелся доступ у ребят всех групп. В этой зоне уместно поселить как водоплавающих, так и птиц, земноводных.
Зона экспериментирования:
Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам.
Трудовая деятельность: «Посадка цветов», «Огород на подоконнике», «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Безопасность: беседа «Я знаю, что можно, что нельзя».
Беседы с родителями.
Средства для оформления центра природы:
Оформление центра экологического воспитания в детском саду обычно идё т по стандартной модели:
стенд с плакатами (о правилах полива растений, обращения с дикими и домашними животными и т. д.) и свободным местом для размещения календаря природы, рисунков малышей;
стол для размещения материалов центра;
цветочные горшки, выполненные в одном дизайне;
коробки с материалами для работы.
Таким образом, все средства оформления можно купить. При этом центр природы лишается некой индивидуальности, того, что будет отличать его от остальных. Казалось бы, не слишком существенный для выполнения задач экологического воспитания фактор, но между тем он играет огромную роль для детей первой и второй младшей группы. В этом возрасте малыши в окружающей обстановке должны видеть как можно больше предметов, созданных руками человека — это очень важный аспект воспитания уважения к труду. К тому же в дальнейшем на своём образовательном пути ребята ещё не раз столкнутся со стандартами, клише. Поэтому в группе 2 младшего дошкольного возраста (особенно в первой) в центре природы должно быть как можно больше элементов, сделанных руками педагога, родителей, а возможно, и самих детей.
Дидактические игры.
Работу по экологическому воспитанию планируем и проводим в организованной образовательной области " Познавательное развитие " в соответствии с программой " От рождения до школы " под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на рекомендации С. Н. Николаевой.