Образцова Ирина Анатольевна
Организация работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель Образцова И. А.
воспитатель Озёрина Е. Ю.
«Дети — это цветы жизни» говорим мы, но вот все ли задумывались, что нужно для их роста? Воспитатели детских садов, выступая в роли садовников, конечно, знают, что необходимо для развития «росточков» — это сохранение и укрепления здоровья.
Данная задача актуальна во все времена ведь здоровье наших детей — это наше будущее.
Публикация «Организация работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей» размещена в разделах
Сегодня мы хотим рассказать о тех традиционных и не традиционных формах и методах работы с детьми, которые дали положительные результаты. И начнём мы с утреннего фильтра, который позволяет выявить состояние ребёнка пришедшего в детский сад. Начиная рабочий день, мы всегда думаем о том, как создать уют и комфорт для детей. Обязательно перед приходом детей проветриваем помещение, в тёплое время года принимаем детей на воздухе. Вместе с воспитателем утренний фильтр проводит медицинская сестра, она измеряет температуру тела ребёнка, осматривает кожные покровы, слизистую рта (горлышко). В старших группах утренний фильтр проводит воспитатель по показаниям состояния здоровья ребёнка.
Для повышения эффективности оздоровительной работы проводим утреннею гимнастику под музыку, а в тёплое время года на воздухе. Гимнастика способствует укреплению мышц, улучшению кровообращения, нормализует дыхание. Регулярно выполняемая зарядка является отличной профилактикой нарушения осанки, плоскостопия, ожирения и других болезней. Зарядка помогает быстрее избавиться от утренней сонливости, обеспечивает прилив энергии и бодрости.
Перед приёмами пищи и в течении дня уделяем внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков, учим правильно мыть ручки мылом, пользоваться индивидуальным полотенцем. В младших группах используем потешки, например «Водичка, водичка, умой моё личико», а в старших группах в туалетной комнате находится наглядная информация о последовательности мытья рук. Во время умывания учим не только правильно мыть руки, но и проводим закаливающие процедуры (обливание рук до локтя, обращаем внимание детей на бережное отношение к воде, на правильное поведение в помещении (не брызгать водой на других, не толкаться, не кричать). Во время приёма пищи, продолжаем обращать внимание на осанку, следим за правильно подобранной мебелью. Учим тщательно пережевывать пищу, не разговаривать за столом.
Большую роль в организации режима дня играет НОД. Во время НОД проводим физминутки, упражнения для глаз, которые повышают способность глаза к точной фокусировке, стимулируют нервные окончания и дают отдых утомлённому зрению. Следим за освещённостью в группе, за подбором наглядного материала.
Ежедневно два раза в день организуем прогулку на свежем воздухе. Чтобы прогулка была интересной и насыщенной, играем в подвижные, словесные игры, проводим массаж шишками, мячами, ходим босиком летом и так далее. В зависимости от времени года меняется и последовательность видов деятельности детей на прогулке. Если на улице холодно (зимой) и перед прогулкой была НОД, которая требовала умственной работы, усидчивости, на прогулке проводим подвижные игры, пробежки, а затем наблюдение. А вот если до прогулки была НОД по физкультуре и музыке, то прогулку целесообразно начинать с наблюдения, спокойных игр. В летний период проводим закаливающие мероприятия- ходьба по ребристым дорожкам, прогулки- походы в лес вместе с родителями, оздоровительный бег 2 раза в неделю по 5-7 минут, обязательно облегчённая одежда, головной убор и наличие питьевого режима.
Выносливость нервных клеток у детей ослабевает, если они не доспали 1,5 часа в сутки. У таких детей появляется вялость, снижается активность, это может привести к невротическим расстройствам. Поэтому, при организации сна учитывается спокойная обстановка, шумные игры исключаются за 30 минут до сна, спальня перед сном проветривается и те дети, которые часто болеют, с ослабленным здоровьем первыми садятся за столы обедать и первыми ложатся в постель. Часто в период адаптации вместе с детьми «ложатся спать» их игрушки. Этот приём снимает нервное напряжение, тревожность.
Чтобы нормализовать кровообращение после сна, снять сонливость и вялость, быстрее перейти в бодрое состояние и настроение, мы проводим гимнастику после сна, она позволяет пробудить организм, дети растирают ладошки, поглаживают руки от кистей вверх, потом растирают ладонями ушки, поглаживают животик, потом дети играют в «Прятки»- отбрасывают и закрываются одеялом- это оздоровительный закаливающий приём, затем выполняем комплекс упражнений на спине в среднем или медленном темпе.
Чтобы поддержать интерес детей к закаливающим мероприятиям наряду с традиционными формами работы мы используем и не традиционные. Я хочу рассказать и показать комплекс восточной гимнастики «До- Инь».Этот комплекс сочетает в себе движения для мышц и суставов с элементами самомассажа, с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Основная поза - сидя, скрестив ноги по - турецки.
В водной части проводится массаж ушей – растираем ушные раковины большим и указательным пальцем 15- 20 раз, а затем ладонями. После этого несколько раз оттяните уши максимально вверх и вниз.
Массаж дёсен – Круговые движения языком по передней поверхности зубов верхней и нижней челюсти по 20 раз в каждую сторону.
Раздувание щёк - надуть щёки 30 -40 раз в среднем темпе.
Основная часть
- Массаж боковых поверхностей носа - от переносицы до уголков рта и обратно 15 -20 упражнений.
Массаж бровей – растирание бровей от переносицы к вискам и обратно. В каждую сторону 20-30 раз.
Движение глазами – закрыв веки, произвести круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз и в обратном направлении – 10 раз. После этого погладьте пальцами закрытые глаза, раскройте и несколько раз помигайте.
Массаж лица – Ладонями легко разотрите лицо «умывающими движениями» 10-15 раз.
Упражнения для рук и плечевого пояса - кисти в замок и вытяните руки вправо вверх, а затем из исходного положения влево вверх и так 10 раз.
Массаж живота – по часовой стрелке от пупка растираем кожу живота по 30 движений каждой рукой.
Массаж коленных суставов - растираем колени круговыми движениями в обе стороны 20-30 раз.
В заключительной части подышать спокойно 2-3 минуты.
Следующий шаг – расставить ноги на ширине плеч, похлопать ладонями себе по лбу, щекам, шеи, груди, животу, ягодицам, бёдрам- 10 раз.
Ходьба-1-2 минуты, высоко поднимая колени и касаясь им живота.
Эту гимнастику можно проводить и на прогулке, и после дневного сна, и в первой половине дня, а также использовать элементы гимнастики в НОД.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации мышц глаз.
1. Глазки – Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
(вращать глазами по кругу 2-3 сек.)
2. Зорче глазки чтоб смотрели,
Разотрём их поскорее.
(Массировать веки 1 мин.)
3 Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз и всё с начало.
(1-2 сек)
4. Быстро, быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай.
(1-2 мин).
5. Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать
(6 раз широко открывать глаза и закрывать).
6. Треугольник, круг, квадрат,
Нарисуем мы подряд.
(10 раз нарисовать глазами сначала по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки).
Хочется сказать о результатах нашей работы, проведя анкетирование с родителями, мониторинг заболевания детей и сделав сравнительный анализ за этот и прошедший год, мы получили следующие результаты:
1. Снизилась заболеваемость детей и проявления у них негативных эмоций и соответственно повысилась посещаемость.
2. Повысилось внимание и активность детей в НОД.
3. Создана система работы с детьми, которая позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, беспокойства, скованности, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
4. Расширилось и разнообразилось взаимодействие детского сада и семьи, повысилась компетентность родителей в вопросах значимости физического и психического оздоровления детей и методах оздоровления.
Но всё же, на мой взгляд, работа воспитателя не принесёт положительных результатов, если нет поддержки родителей.