Надежда Рогозина
Организация работы в ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы в ДОУ
по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Дети дошкольного возраста – любопытные, подвижные, непоседливые. Им всё интересно знать, они порой не могут устоять на месте. Они выбегают на дорогу, неправильно выходят из транспорта. И… зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий. Дети есть дети, они не понимают всей серьёзности происходящего (слайд 2).
Публикация «Организация работы в ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Возрастные особенности детей дошкольного возраста не позволяют полноценно оценивать дорожную ситуацию. Поле зрения ребёнка гораздо уже, сектор обзора гораздо меньше, чем у взрослого. 5-летний ребёнок ориентируется на расстоянии 5 метров. В 6 лет оценивают события на расстоянии 10 метров. Ребёнок видит только то, что находится напротив него, то, что слева и справа остаётся незамеченным. До 8 лет ребёнок плохо распознаёт источник звука, не может определить направление, откуда идёт шум. Реакция ребёнка замедленная. Ему надо много времени, чтобы отреагировать. Ребёнок не может сразу остановиться на бегу, поэтому реагирует на сигнал с замедлением. Чтобы отличить стоящую машину от движущейся ему надо 4 секунды, взрослому лишь четверть секунды. Ориентация налево, направо появляется лишь в семилетнем возрасте.
Чтобы избежать многих опасностей и бед, надо научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке. Привить ему навык безопасного поведения на дороге.
Цель работы по обучению детей правилам безопасного дорожного движения – формирование необходимых умений и навыков, выработка положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а также формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе. (слайд 3)
Для того чтобы сформировать умения и навыки безопасного поведения на улице необходимо создать условия.
Создание воспитательно-образовательного пространства, непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, наблюдение за транспортом, пешеходами; образовательная деятельность по данной тематике.
Для каждого возраста определён свой круг задач. Детей 2-3 лет учим различать красный и зелёный цвета. Красный запрещает движение, зелёный – разрешает. Дети играют и распознают сигналы, на зелёный - шагают на красный – стоят. В развивающую среду вносятся картинки и изображением транспортных средств, наборы машинок, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры. (слайд 4)
Дети 3-4 лет знакомятся с различными видами транспорта: грузовой, легковой, пассажирский. Знакомятся с правилами поведения в транспорте, закрепляя полученные знания на практике. Закрепляют умение различать цвета (красный, желтый, зелёный, знакомятся с понятиями тротуар, проезжая часть. Дети этого возраста знакомятся с различными видами транспорта: грузовой, легковой, рассматривают картинки с изображением машин. Они уже знают, что транспорт может быть разных размеров. У детей отрабатывается умение видеть большое транспортное средство, которое может скрывать за собой опасность. Развивающая среда пополняется плоскостным макетом светофора, простым макетом улицы, с нанесённым пешеходным переходом. Отрабатывается навык хождения по тротуару с правой стороны.
В средней группе дети закрепляют понятие «тротуар», отрабатывают навык хождения по нему. Узнают, для чего нужен пешеходный переход, как переходить через него. В развивающую среду группы вносится простейший макет улицы.
В старшей группе происходит знакомство с дорожными знаками, с работой регулировщика. Отрабатывается навык безопасного перехода через дорогу. Для того чтобы отработать навыки безопасного поведения на дороге не обязательно идти на проезжую часть, можно отрабатывать в детском саду в специально организованном месте. В рекреации создан уголок дорожной безопасности. Где ребята отрабатывают навык перехода улицы по пешеходному переходу, ориентируясь на цвет сигнала светофора. В уголке старшей группы макет перекрёстка с дорожными знаками и съёмными деталями. В старших группах дети уже должны чётко знать о том, что правила дорожного движения направлены на охрану жизни людей и их надо выполнять. (слайд 5)
В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения систематизируются. В образовательную среду педагоги вносят макет со съёмными деталями, где дети могут решать более сложные задачи. Эти дети будущие школьники, им скоро придётся самим преодолевать путь от дома до школы, поэтому они должны быть внимательными, должны адекватно оценивать пространственные отрезки, самостоятельно давать оценку действиям пешехода и водителя. К этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, оценивать опасные ситуации в дорожной среде (слайд 6)
Это особенно актуально ещё и потому, что ребёнок в старшем дошкольном возрасте ребёнок взаимодействует с транспортной средой не только как пешеход и пассажир, но и как водитель детского транспортного средства (велосипед, санки, ролики, самокат).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения охватывает все виды деятельности, для того чтобы ребё нок реализовывал полученные навыки в практической деятельности в детском саду и дома: в совместной деятельности ребёнка и взрослого, в самостоятельной деятельности. Эта работа входит во все образовательные области и разделы программы:
Познание – ознакомление с окружающим. Знакомство с транспортом, знаками дорожной безопасности. Образовательная деятельность «Правила дорожные детям знать положено», «Уроки кота Ученого»;
Социально-коммуникативное развитие умение вести себя в транспорте и на проезжей части «Незнайка едет в гости»;
Развитие речи – пересказ текста, рассказ по картине;
Чтение художественной литературы – Чтение произведений, инсценировка сказок «Колобок нарушитель», «Кот, петух и лиса»(слайд 7)
Изобразительная деятельность – аппликация, рисование на тему дорожной безопасности (слайд 8)
Игра – сюжетно-ролевая, дидактическая.
Работа проводится системно и целенаправленно.
Заведующий ДОУ распределяет функциональные обязанности между сотрудниками детского сада, проводит инструктажи, занимается финансированием (слайд 9)
Старший воспитатель занимается методической работой, участвует в разработке планов, развивающей среды. Занимается оформлением: информационных уголков для родителей, уголка для образовательной деятельности в здании детского сада.
Воспитатели ДОУ: создают условия для образовательной деятельности в группе, оформляют уголки безопасности, подбирают литературу, изготовляют атрибуты к играм, взаимодействуют с родителями.
Медицинский работник : участвует в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей
Музыкальный руководитель: разрабатывает сценарии праздников и развлечений по ПДД. Подбирает музыкальные произведения.
Младшие воспитатели: помогают в организации предметно-пространственной среды, участвуют в праздниках и развлечениях (слайд 10)
Обучение и закрепление знаний по дорожной безопасности детьми эффективнее осуществляется в игре. В игре ребёнок усваивает социальный опыт, моделирует различные жизненные ситуации. В игре ребёнок пробует свои силы. Играя, ребёнок узнаёт, что делает на перекрёстке регулировщик, усваивает правила поведения в общественном транспорте. Играя, с дидактическими играми ребёнок закрепляет усвоенный материал (слайд 11)
Обучая, детей правилам дорожного движения мы используем различные методы: моделирование опасных и безопасных ситуаций, метод проектов, игровое обучение, наблюдения и беседы (слайд 12).
Хорошим методом обучения Правилам дорожного движения являются экскурсии, наблюдения, прогулки.
Младшие дети наблюдают за транспортом, за дорогой. Дети старшего возраста интересуются дорожными знаками, дети подготовительной группы – работой инспектора ДПС, интересуются значением дорожных знаков.
Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Детей знакомим с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т. д. (слайд 13, 14)
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя. В рамках проектной деятельности расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием (слайд 16, 17).Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Играя, дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, правильно реагировать на изменения в различных ситуациях. (Приложение № 1. Проект по дорожной безопасности).
Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил дорожного движения не может быть эффективной без участия родителей. Для родителей выпускаем буклеты, выпускаем информационные листовки(«Светоотражающие элементы на одежде детей») и т. д. Чтобы родители проявляли интерес к дорожной азбуке, проводим различные мероприятия: конкурсы, викторины. Вместе с детьми родители участвуют в конкурсе рисунков по дорожной безопасности. Стараемся вовлечь родителей в активную деятельность. Инспекторы ДПС участвовали на родительском собрании, где рассказали какие требования предъявляются родителям, при перевозке детей в машине (слайд 18). От того как ведут себя родители на дороге, зависит безопасность детей. Очень важно чтобы дети видели правильный образец. Сотрудничество педагогов и родителей даёт положительный результат.
Мы тесно сотрудничаем с социумом. Дом культуры приглашает детей детского сада на театрализованные представления с игровой программой. Увлекательно и интересно сказочные герои рассказывают о дорожной безопасности. Детская библиотека устраивает для детей тематические развлечения, в том числе и по дорожной безопасности.
Коллектив детского сада совместно с родителями и социумом стремиться формировать у детей навык и привычку безопасного поведения на улице.
Обучая детей основам дорожной азбуки, мы стараемся:
Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге; используя различные методы и формы работы, что позволит обезопасить и сохранить жизнь и здоровье детей.
Литература:
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / - М. : Просвещение, 2005.
Приложение № 1
Проект по дорожной безопасности
«Неделя дорожной безопасности»
«Одна спасённая детская жизнь –
несколько поколений в будущем»
Актуальность:
Обучение детей ДОУ правилам дорожного движения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей жизни, всё, что усвоит и запомнит ребёнок в этом возрасте, навсегда останется в его памяти. Основная задача взрослых обучить детей правильному и безопасному поведению на дорогах, через активную деятельность.
Участники проекта:
Педагоги ДОУ, дети, родители.
Вид проекта: информационно-познавательный
Продолжительность – краткосрочный (1 неделя)
Педагогические технологии:
Социально-коммуникативная,
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Познавательно-исследовательские.
Цель:
Сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на дороге, уточнить знания о правилах дорожной безопасности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (изучение ППРС групп, подбор методического материала, методической литературы, дидактических игр)
Обновление методического кабинета, подбор литературы;
Разработка конспектов занятий;
2 этап – основной (проведение мероприятий)
Изготовление дидактических игр;
Обновление развивающей среды групп;
Рассматривание тематических плакатов, иллюстраций.
Проведение образовательной деятельности «Правила дорожные детям знать положено», «Азбука Светофоркина», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Помоги Незнайке» - старшие, подготовительные группы.
Просмотр мультфильмов;
Целевые экскурсии к школе, «Дорога домой», «Заглянем в библиотеку»;
Занятия по рисованию и аппликации;
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
3 этап – заключительный (интеллектуально-спортивный праздник)
Интеллектуально-спортивное развлечение;
Публикация материала на сайте.
Планируемые результаты:
Для педагогов ДОУ:
Созданы необходимые условия для организации работы по безопасности дорожного движения.
Дети ДОУ:
Знают как вести себя на проезжей части дороги и в транспорте.
Знают необходимый минимум дорожных знаков.
Родители – понимают необходимость обучения детей дорожной азбуке.
Единство требований детского сада и семьи в необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Конечный продукт деятельности:
Внесены дидактические игры в развивающую среду;
Разучены подвижные игры;
Подобрана художественная литература по безопасности дорожного движения в книжном уголке;
Чтение книг, беседы по прочитанному;
Просмотр мультфильмов;
Разработаны занятия по ПДД;
Дополнена развивающая среда групп,
Выставки детских работ;
Целевые экскурсии по улицам посёлка с соблюдением ПДД.
Литература.
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / - М. : Просвещение, 2005.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / и др. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 24 с.
5. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2000.
6. Храмцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. «Азбука пешехода» Методическое пособие М. 2006 г.
8. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах /
9. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма : Методические материалы/сост. Ю. В. Басников-Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006г.