Галина Русских
Организация работы с родителями как профилактика проблемы детско-родительских конфликтов
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания в современном мире актуальна и сложна.
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и деловые контакты, умения видеть его внутреннюю сущность.
Родителям часто не хватает времени на полноценное общение с детьми. Когда малыш с увлечением начинает рассказывать о событиях дня, взрослые, ссылаясь на занятость и усталость, поторапливают его, перебивают, недослушивают до конца. А ведь через некоторое время между ними теряется эмоционально-личностный контакт, который так необходим для ребёнка.
Публикация «Организация работы с родителями как профилактика проблемы детско-родительских конфликтов» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Благодаря доверию в общении со мной у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка причём не только положительных, но и отрицательных. И в диалоге я стараюсь быть не судьёй, а партнёром.
Однажды ко мне обратились несколько мам за помощью наладить контакт с ребёнком. Они были в растерянности и не понимали, что между ними происходит. Дети были раздражительными, грубо отвечали на замечания, предложения.
После неоднократных наблюдений и анкетирования я выяснила, что 30 % родителей не воспринимают своего ребёнка таким, каков он есть. Общаясь с ним, они предъявляют требования лишь к нему, но не к себе, пытаются реализовать свои потребности в уважении, достижении успехов, игнорируя потребности детей в любви, безопасности и защищённости.
В конфликтных ситуациях дети демонстрируют агрессивность, которая, как правило, носит защитный характер. Нередко дети проявляют потребность в отстаивании собственных установок и мнений, стремятся привлечь к себе внимание, завоевать симпатии окружающих.
Я решила помочь родителям и детям. Поставила цель: способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье.
Содержание работы.
Для повышения педагогического мастерства родителей была составлена памятка «Права и обязанности родителей», оформлен стенд «Тридцать золотых правил воспитания ребёнка», папка-передвижка «Советы по воспитанию». Проводилось родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Для создания благоприятной атмосферы в семье оформила папку «Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка»; составила памятки для родителей «55 способов сказать «Я тебя люблю».
В утреннее и вечернее время проводила пятнадцатиминутки, предлагала родителям такие способы контакта с ребёнком, как:
• Открытый, естественный взгляд в глаза ребёнку.
Это важно и для установления контакта, и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка. Родители в силах дарить ребёнку любовь любящим и нежным взглядом, но часто не делают этого.
• Физический контакт между взрослым и ребёнком.
Многие родители прикасаются к детям крайне редко и только по необходимости. Я думаю, что это неправильно – нужно без всякого повода ласково прикоснуться к руке ребёнка, обнять его за плечи, погладить его по голове, потрепать по волосам.
Я убеждала родителей, если не использовать эти способы, между родителями и ребёнком образуется дистанция; если использовать, то ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно, будет дружелюбен по отношению к родителям.
• Пристальное внимание.
Общаясь с ребёнком, необходимо сконцентрировать внимание только на нём, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, значимым и уверенным в том, что он самый важный для родителей человек в мире. Несколько минут могут сотворить чудо. Когда у ребёнка появится уверенность в том, что родители всегда готовы выслушать его, он будет делиться с ними своими проблемами.
Старалась формировать у родителей стремление и умение говорить ребёнку о своей любви. Например, «Я тобой горжусь. Ты делаешь всё хорошо. Я сама не смогла бы сделать лучше. Мне очень важна твоя помощь».
Как можно чаще привлекала родителей в процесс воспитания своих детей. Учитывая значение игры в воспитании ребёнка, старалась вооружить их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности. Была организована выставка-презентация игр и литературы по теме. Родители сами приходили в группу и играли с детьми в подвижные игры. Выпустила фотогазету «Мы играем», оформила родительский уголок «Во что играют наши дети?», папки-ширмы «Чем заняться в выходной день?», «Свободная минутка», в которой я предлагала забавные игры, которые можно организовать по дороге в детский сад, в ванной комнате, между делом, занимательные игры на кухне. Родители активно откликнулись и эти игры были востребованы.
В нашей группе традиционно проводятся Дни открытых дверей, выпускаем семейные газеты, организуем совместные конкурсы рисунков, поделок; изготовление подарков, используем разные интервью с детьми «Мой папа…», «Вот какая мама – загляденье прямо», «Я мечтаю… Я хочу…». Родители с удовольствием читают интервью детей по разным вопросам, что заставляет их задуматься о стиле взаимоотношений в семье. Интересно проходят субботники. Маленькие помощники всегда рядом с нами, они очень ответственно относились к серьёзным делам.
Половина родителей были пассивными и было сложно в организационном плане. Чтобы они стали активными помощниками, вовлекала их в жизнь детского сада, постоянно были в курсе всех событий.
Почти каждое мероприятие проходит с участием родителей, которые своим положительным примером пробуждают в детях лучшие человеческие качества.
Начиная с младшего возраста ребёнка ежегодно организуем встречи в неформальной обстановке: празднование Нового года, Мамин и папин праздники, День пожилого человека. Вместе с родителями и детьми украшаем группу, наряжаемся в сказочных героев, участвуют в конкурсах, поют, накрываем столы, пьём чай. Дети и родители любят такие праздники и долго о них вспоминают.
Хочется отметить также выпуск книги «Моя семья – моя радость». В этой книге фотографии и рассказы о каждой семье, составленные родителями вместе с детьми.
Постепенно родители стали проявлять свою инициативу и показали детишкам спектакли, сказки «Колобок», «Теремок», «У солнышка в гостях». Улыбка не сходила с детских губ, глаза блестели, влюблено смотрели на родителей-артистов.
В помощь молодым родителям привлекала мудрых бабушек и дедушек.
Сначала с детьми проводились беседы, на которых они знакомились с биографией близких, историей семьи, учились бережному отношению к семейным реликвиям.
Затем оформили фотоальбом «Бабушка рядышком с дедушкой», в который поместили рассказы, составленные родителями вместе с детьми. Я видела счастливые глаза детей, они наперебой с гордостью рассказывали о своих бабушках и дедушках.
Часто проводила речевые игры, которые помогают воспитывать у детей уважительное отношение, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово. С большой охотой дети откликались на просьбу сказать бабушке и дедушке приятные и добрые слова. Дети с радостью включались в рисование «Моя бабушка самая красивая». Список произведений литературы и видеофильмов рекомендовала для семейного чтения и просмотра.
Выводы.
Родители стали непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволили родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить выход из трудной ситуации.
Анализируя проделанную работу, могу сказать, что все родители стали относиться к ребёнку с пониманием, создают атмосферу приятия, в которой ребёнок чувствует себя безопасно, комфортно и учится действовать и жить в гармонии с собой и другими.
Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей и педагогов.
Перспективы.
В дальнейшем буду продолжать работу, цель которой – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. Изучение истории способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несёт в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.