arinadadova
Организация работы с дошкольниками по составлению разных видов кластеров
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с дошкольниками по составлению
разных видов кластеров
Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования, образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Кластер - метод развития критического мышления и речи дошкольников.
В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».
Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой. Таким образом, суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Применение данного метода позволяет формировать у ребенка целостное восприятие мира. Иногда такой метод называют «Наглядным мозговым штурмом».
Достоинства и результаты применения метода кластер
У детей формируется:
1. Умение формулировать вопросы.
2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
4. Строить умозаключения.
5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
6. Проводить аналогии.
7. Сравнивать, анализировать и классифицировать.
Кластер развивает у детей умение высказывать собственное мнение на основе опыта и наблюдений, активизирует познавательную деятельность. Коллективное составление кластера позволяет каждому ребенку проявить себя, показать, как он видит предложенную проблему или тему. Ни одно детское мнение и высказывание не остается без внимания. У детей есть возможность вносить изменения в готовые схемы, проявлять свободу творчества.
Виды кластеров
Кластер – схема «Гроздь»
Кластер – схема «Логическая цепь»
Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»
Кластер – таблица
Кластер – схема «Планета и спутники»
Кластер – схема «Гроздь»
Характеризуется установлением взаимосвязи между более крупными и мелкими смысловыми единицами.
Рекомендации по работе с «гроздьями»
1. Оцените материал, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите детям выделить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие.
3. Озвучьте свои «грозди».
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
Кластер «Животные»
Например, построение с детьми горизонтального кластера в виде грозди по теме «Животные» способствовало систематизации и обобщению знаний о классификации животных, местах их обитания и пользе для человека. Для составления кластера использовали условные обозначения, первые буквы слов, картинки.
Кластер «Северный полюс»
При изучении темы «Северный полюс» ребятам предложили вспомнить всё о том, что они знают о Северном полюсе. Дети озвучивали свои мысли, показывали знания и имеющиеся у них представления по теме, описывали возникающие ассоциации. Все детские высказывания фиксировались в наглядном виде, составлялся кластер с использованием картинок, условных обозначений или первых букв слов.
После того, как дети высказались, и все их мысли и ассоциации нашли отражение в схеме, была организована работа по осмыслению, расширению и углублению имеющейся у детей информации. Детям предлагалось подумать, почему на карте и глобусе Северный полюс обозначен белым цветом. Ребята делали выводы, строили логические цепочки, узнали об особенностях климата на севере, о полярной ночи и полярном дне, которые длятся по полгода. Дети размышляли о приспособлении животных к суровым условиям, узнали и тяжелом труде полярников. В кластере в виде грозди появлялись новые объекты, что помогало дошкольникам структурировать материал, улучшить качество его усвоения.
Составление кластеров по темам «Транспорт»,
«Зимующие и перелетные птицы»
Использование метода кластер позволяло детям устанавливать взаимосвязи между предметами и объектами при изучении различных тем: «Зимующие и перелетные птицы», «Виды транспорта», «Профессии и инструменты», «Посуда», «Жаркие страны», «Насекомые» и др.
Кластеры при формировании фонематических представлений
Кластеры-схемы также широко применяются нами при формировании фонематических представлений. У детей закрепляются навыки различения гласных и согласных звуков твердых и мягких, глухих и звонких, определения позиции звука в слове, звукового анализа и т. д.
Кластер - схема «Логическая цепь»
Данный кластер отражает строгую взаимосвязь, последовательность или цикличность объектов и явлений. С его помощью дети усваивают последовательность времен года, дней недели, различных процессов.
Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»
Это способ мы используем как средство проблематизации учебного материала для развития логического мышления детей.
Шаг 1-ый: педагог подготавливает ключевые термины, понятия, картинки по изучаемой теме.
Шаг 2-ой: педагог предъявляет детям ключевые термины по изучаемой теме в случайном порядке и дает задание установить их логическую последовательность.
Шаг 3-ий: дети самостоятельно строят логическую цепь этих понятий, озвучивают последовательность.
Например, задания:
Расположите в правильном порядке времена года (дни недели, месяцы).
Расположите серию картинок в логической последовательности (Что сначала, что потом).
Кластер-таблица
Наглядно представляет мыслительные процессы сравнения, сопоставления, классификации и др.
В таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные характеристики, по которым производится сравнение.
Сравнительная характеристика тигра и льва
Тигр Полосы Нет гривы Живет в тайге Масса больше Когти больше
Лев Одноцветный Грива Живет в Африке Масса меньше Когти меньше
Сравнительная характеристика озера и реки
Озеро Нет течения
Соленая
Пресная
Река Течение
Пресная вода Русло
Кластер – схема «Планета и спутники»
Рекомендации по составлению:
Шаг 1-ый: В центре доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово, понятие.
Шаг 2-ой: Вокруг этого понятия размещаются его характеристики, признаки, образы.
Шаг 3-ий: Устанавливаются подходящие связи между ключевым понятием и идеями.
Пособие-кластер «Методическая черепаха»
Представляет собой пособие в виде игрушки-антистресс и наборов предметных картинок, которые можно вставлять в кармашки по краю панциря и помещать в центр панциря черепахи.
В результате дети составляют кластер, целью которого является закрепление представлений об окружающем мире, развитие речи, коммуникативных навыков, памяти, внимания, способов умственной деятельности: сравнения, обобщения, анализа и классификации.
Примеры игр с «Методической черепахой»
• «Когда это бывает?» (в центре панциря ребенок размещает картинку-время года, по краям – картинки-символы данного времени года);
• «Осенний букет» (в центре панциря изображение осени, ребенок помогает черепашке собрать осенние листья, правильно называя их);
• «Что растет на грядке?» (подбор овощей);
• «Во фруктовом саду» (подбор фруктов);
• «Кто живет в лесу?» (в центре изображение леса, ребенок выбирает диких животных);
• «Домашние животные» (в центре изображение дом, ребенок выбирает домашних животных);
• «Зимующие птицы» (в центре панциря – снежинка, по краям ребенок ставит изображения зимующих птиц);
• «Подбери инструменты к профессии» (В центре панциря – картинка-изображение профессии, по краям – инструменты, атрибуты).
Составление кластера по теме «Осень»
С использованием картинок дети составляли кластер по теме «Осень», называли листья от разных видов деревьев, считали их, при этом правильно согласовывая числительные с существительными, называли осенние приметы, объединяя предложения в связный рассказ.
Вывод
Таким образом, метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.