Фидания Сафина
Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Сообщение на педагогическом совете.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Сообщение на педагогическом совете
Концентрация населения в крупных городах, или урбанизация неизбежна и влечет за собой нарастающее количество городского транспорта. В условиях роста интенсивного движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста. Изучение дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах стало неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Обучая детей правилам дорожного движения в детском саду санаторного типа, коллектив нашего детского сада использует все доступные формы и методы работы. Несмотря на то, что дети находятся в детском саду от трёх до шести месяцев, работа ведётся комплексно по всем разделам воспитания и обучения.
Как воспитать потребность подчиняться правилам дорожного движения, как научить детей жить в гармонии с окружающим миром?
Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах.
В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сказано: «Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязнь на улицах, так как чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке. Поэтому главной задачей является развитие у детей самостоятельности и ответственности. Больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на дорогах через организацию различных видов деятельности».
Работу совместно проводят психолог – воспитатель – родители – ребёнок. Это – беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр репертуара театров, театрализованная деятельность детей по сказкам и сценариям, написанным воспитателями и музыкальным руководителем, занятия, настольные, дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, видео записей, открытых занятий, совместных мероприятиях с родителями.

В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах следует выделить два аспекта:
1. Обучение детей правилам поведения, которые должен знать и выполнять неукоснительно каждый человек, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Это воспитание социальной личности, умеющей подчиняться законам своей страны, в том числе и дорожно-транспортным законам.
2. Формирование навыков адекватного поведения в неожиданных различных ситуациях, которые могут возникнуть на улице, так как только знания правил не может обеспечить безопасности ребенка-дошкольника.
Наш детский сад расположен на шумной улице с интенсивным транспортным потоком.
Наблюдения за поведением детей на улице, опрос и анализ имеющихся у них знаний показали, что дети подготовительной группы неплохо знают транспортные средства, умеют правильно ориентироваться по сигналам светофора, правильно понимают дорожные знаки, разметку на проезжей части.

Педагогический коллектив работает над созданием развивающей среды, которая включает в себя дидактические игры по ПДД, детскую и методическую литературу, подобраны плакаты и картины, диафильмы, изготовлены пособия, знаки, макеты транспортных перекрестков, много наглядного и информационного материала для родителей.

В условиях санаторного детского сада сложно провести работу по ПДД в системе. Дети приходят и домашние, и из неблагополучных семей. Постоянно в коллективе есть новенькие, находящиеся в периоде адаптации.
Знания совершенно разные. Работа ведется в течении всего учебного года. В зимнее время на макетах, в игровых уголках. Летом во время прогулок, экскурсий. На занятиях по ознакомлению с окружающим, также продолжается работа по ознакомлению и закреплению ПДД.
Работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах начинается нами со 2-ой младшей группы. Даются первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Дети знакомятся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. В этом возрасте целесообразно уделять внимание общей ориентировке в различных ситуациях, различение цвета, выделение красного цвета в качестве сигнала опасности и т. д.
В средней группе усложняем, знакомим детей с более сложными понятиями. Особое внимание следует обратить на восприятие и отличие предметов и понятий : дорожные знаки, регулируемый перекресток, двустороннее движение. Дается различие троллейбуса, трамвая, автобуса. Значение каждого сигнала объясняется. Объясняются правила поведения пешеходов.
В старшем дошкольном возрасте запас определенных знаний по ПДД необходим ребенку как основа, того что будет им в дальнейшем закреплено в школе. Следует сместить акценты на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно ориентироваться в проблемной ситуации. Ребенок способен поставить цель, принять решение, поменять план действия, исполнить его, оценить свой результат.
Для формирования устойчивых знаний и прочих навыков культурного поведения на улице, в транспорте в детском саду проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки знаний по развитию речи и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию,
наблюдения за пешеходами, транспортом, работой светофора и обсуждения с детьми интересных ситуаций. В старшей и подготовительной группах проводим экскурсии по улицам, прилегающим к детскому саду, к остановке автобуса, к светофору. В группах воспитатели создают проблемные ситуации
на планшетах, схемах.
В каждой возрастной группе имеется подбор дидактических, настольных игр, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателя дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, делают подарки для малышей, своим сёстрам и братьям.

Большое значение в подготовке детей дошкольников имеет процесс диагностики знаний. При этом выполняются 3 основные задачи:
1. Получаем объективную картину уровня знаний, умений и навыков.
2. Выявляем слабые места в методической и воспитательной работе по обучению детей безопасного поведения на дороге;
3. Определяем развитие психофизиологических свойств личности ребенка.
В процессе диагностики определяется способность детей использовать полученные знания в игровой деятельности, на прогулках, в решении проблемных ситуаций, в условиях общения с дорогой. И главное- это оказание педагогической помощи детям, имеющим проблемы в освоении теоретического материала.
Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, оно должно быть наглядным и проходить в естественных условиях.
Следует использовать любой подходящий момент, чтобы ненавязчиво обучать ребенка ПДД на улице, в транспорте и т. д.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбирается художественная литература, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.
Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материалы для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса. Педагоги проходят обучение на курсах при Межрегиональном институте повышения квалификации по теме: «Инновационные технологии обучения ПДД в ДОУ», приобретают опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения, которым делятся на педсоветах, семинарах-практикумах.
Знания, полученные детьми закрепляются в досугах и развлечениях, в которых участвуют взрослые и дети.
Непосредственное же восприятие транспорта, поведение пешеходов, дорожных ситуаций обеспечивают экскурсии.
Во время экскурсии следует предусмотреть :
-самостоятельное наблюдение (или при помощи воспитателя,
-гипотезы, предположения, почему участники дорожного движения ведут себя соответственно,
-игровые упражнения «что было бы, если бы…»
-выводы, заключения о целесообразности соблюдения ПДД, соблюдения культуры поведения,
-игры,
-практическая деятельность на закрепление полученных знаний в группе или на участке.
Таким образом, на экскурсиях, также как и на занятиях, решаются развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Основными методами в экскурсии являются наблюдение, беседы, решение проблемных задач.

Содержание работы по формированию безопасного поведения на улицах органично включается в различные виды деятельности дошкольников без увеличения учебной нагрузки. Знания, полученные детьми на занятиях, экскурсиях, в играх отражаются в рисунках и поделках, в проведенных ежегодно конкурсах на лучший рисунок в совместной работе с родителями.
Работа, проводимая с детьми в детском саду, не даст желаемых результатов без работы с родителями.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших в выработке стойкой привычке, как вести себя в соответствии с ПДД – главный фактор в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения. К сожалению, многие родители не осознают своего значения в воспитании у детей культуры поведения на дорогах, формирование устойчивых умений и навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализ встреч и анкетирование родителей показал, что 25 % опрошенных родителей считают необходимым обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, но достаточно проводить эту работу в школе или детском саду. Эти родители не видят своего места и значения в воспитательной работе по данному направлению. Вот почему с родителями необходимо провести беседы, консультации, организовывать совместные досуги и развлечения, рекомендовать литературу, предлагать наглядный материал в виде ширм, папок-передвижек, памяток.
Установлено, что дети, которые чаще попадают в аварию, растут в семьях, где родители не водят автомашин. Психология водителя, даже идущего по улице, в корне отличается от психологии человека, не умеющего водить машину. Шофер – самый дисциплинированный пешеход.
Научить ребенка остаться живым и здоровым должны мы, взрослые.