Елена Перькова
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Сказка»
Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Перькова Елена Николаевна, старший воспитатель
Публикация «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня кроется в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Педагоги нашего детского сада обратили на это особое внимание и прилагают огромные силы для формирования у детей духовно-нравственных качеств личности.
Решаем мы эту задачу посредством образовательной деятельности, например, проводим «Занятия доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
В ходе режимных моментов - «Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга? Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Каждое утро в детском саду мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. Например: перед зарядкой, дети встают в круг, держась за руки. Таким образом, они приветствуют друг друга, чувствуя при этом тепло, заботу, ласку рук своего товарища, которые будут потом добрыми помощниками.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. (слайд)
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната»,
Игра-инсценировка «Теремок»,
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками, потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны.
Далее, в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос.
Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое».
Наш детский сад называется «Сказка» и поэтому сказке мы придаем особое значение. Ведь дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
14 декабря 2017 года на семинаре – практикуме «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Педагоги детского сада: Лобынцева С. Е., Тутова Е. В., Маликова С. О., Перькова Е. Н. обменялись опытом работы с коллегами в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка– дошкольника через сказку.
В районном семинаре принял участие доктор педагогических наук. профессор, заведующий кафедрой теологии и религоведения КГУ Меньшиков В. М., который дал методические рекомендации педагогам района в организации преподавания духовно-нравственной культуры в детских садах.
Руководитель отдела региональных образований Курской епархии кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ, Протоирей Олег Чабанов на семинаре отметил, что «Невозможно воспитать нравственные качества личности отдельно от духовных».
Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребенок не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви, сострадания.
Этой целью мы часто устраиваем вечера сказки с переодеванием и перевоплощением в любимых героев или кукольный спектакль для младших детей. Ежегодно в детском саду проводится неделя сказок. Это удивительное событие, в котором принимают участие все участники образовательного процесса.
Для формирования нравственных качеств у детей с помощью русских народных сказок в группах создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, способствующие раскрытию и формированию нравственных качеств, уголки театрализованной деятельности.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты.
В детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.
Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В этом уголке народного быта проводятся звнятия. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, рассмотреть прялку в действии. Познавательные беседы в музее развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: — «Осенины», «Новый год и Рождество», «Святки», «День Защитника Отечества», «Масленица»; «Именины березки», «Троица» «Пасха». В преддверии этих праздников мы организуем выставки детского творчества. («Чудеса с обычной грядки», «Зимняя фантазия», «Пасхальный перезвон» и т. д.) Ежегодно наше дошкольное учреждение реализует проект «От Рождества до Крещения».Дошкольники знакомятся с историей Рождества, разучивают стихотворения, танцы, осуществляют постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим.) Праздник «Пасха» очень любим наши воспитанниками и поэтому его мы отмечаем особенно. В детском саду проходит пасхальная неделя- это утренники, посиделки. Театральное представление в постановке детей и родителей сказки «Пасхальный теремок» проходит ежегодно. Творческие работы воспитанников, воспитателей и их родителей выставляются в Троицком храме. (слайд) В рамках этого значимого праздника в детском саду «Неделя милосердия».Все участники образовательного процесса приняли в ней участие. Собранные игрушки, карандаши, альбомы и т. д. были переданы детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. На примере этой акции воспитатели стараются прививать своим воспитанникам чувство сострадания, желание оказывать помощь людям и не просить ничего взамен.
Проведение таких праздников как «День матери», «Никто не забыт и ничто не забыто», «День инвалидов», «День семьи, любви и верности» и т. д. способствует развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания.
Особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом- интернат для престарелых и инвалидов. Активное участие в организации и проведении этих акций принимают дети, родители и педагоги. Дошкольники с большим желанием исполняют для дедушек и бабушек песни и стихи, танцуют задорные танцы. С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят незатейливые сувениры, которые от всего сердца дарят проживающим в интернате. Они в свою очередь со слезами на глазах провожают юных артистов и надеются на новые встречи. Возможно, эти трогательные моменты оставят добрый след в душах детей.
Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями :
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
- проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (помощь на участках, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Неоценимую помощь в работе с родителями в духовно – нравственном воспитании детей оказывает нам Благочинный Обоянского района протоирей, отец Геннадий, который обратил внимание на желание педагогов приобщить детей и их родителей к духовной вере. Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсий в Троицкий храм.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей.
Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
В 2019 году в учреждении был создан православный уголок, в котором размещаем информацию для родителей об итогах православных конкурсов, приближающихся праздниках. Поздравляем детей с днём ангела. С детьми нам нравиться возле православного уголка читать детские православные сказки, выставлять иконы праздника, которого мы ждём.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.