Татьяна Наумова
Организация работы кружка «Волшебный бисер» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы кружка с детьми старшего дошкольного возраста
Народное искусство и традиционные ремесла играют в развитии детей огромную роль. Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики. Дети, занимающиеся народным искусством, становятся более внимательными, дисциплинированными, и целеустремленными, их успеваемость ощутимо повышается.
Публикация «Организация работы кружка „Волшебный бисер“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В группе мы часто проводим тематические выставки. В одной из выставок были изделия из бисера. Дети очень заинтересовались ими, с увлечением рассматривали, расспрашивали, как мы их сделали. И, увидев интерес у детей, мы решили организовать в группе кружок «Волшебный бисер».
Бисероплетение – это изготовление из бисера и стекляруса различные украшения, (серьги, браслеты, бусы, ожерелья, пояса) простые поделки-игрушки (бабочка, ящерица, цветы, елочка, дед мороз).
Искусство бисероплетения было забыто на долгие годы. В наши дни искусство плетения, нанизывания на проволоку из бисера возрождается в мастерских художников. Появляется возможность его использовать в воспитательных целях.
Анализ состояния проблемы на практике позволяет установить следующие связи:
- Недооценивание педагогами ДОУ процесса бисероплетения как способа творчества у детей.
- Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практической значимости.
- Недостаточный уровень творческих проявлений у детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием развивающей среды, особенностям творческой позиции ребенка.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующая цель и задачи:
Цель: Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи: Образовательные
дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
ознакомить с материалами и инструментами;
научить практическим приё мам низания на проволоку: параллельное плетение;
научить детей плести, пользуясь схемой;
Развивающие
развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
формировать умение организовывать свое рабочее место;
Воспитательные
воспитывать усидчивость, целенаправленность;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, взаимопомощь, заботливое отношение к близким людям и т. д.);
воспитывать и развивать художественный вкус.
На первом этапе мы познакомили родителей с тем, какую пользу дают занятия бисером, оформив папку-передвижку «Бисероплетение – нужно ли?». Ведь помимо знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством, развивающим в ребенке чувство прекрасного, бисероплетение развивает мелкую моторику рук, влияет на формирование умственных и конструктивных способностей. Получили полную поддержку со стороны родителей в оснащении необходимыми материалами.
На втором этапе знакомили детей с бисером, стеклярусом и их разновидностями, с историей его появления. В педагогический процесс включены были беседы, игры-путешествия в страну бисера, выставки из бисера, практические задания, где детей начинали знакомить с элементарными приемами работы.
На третьем этапе вели обучение приемам бисероплетения, которое было организовано двумя стадиями :
1 стадия - направлена на обучение способам плетения на одной, двух, трех проволоках. В педагогический процесс были включены игры-занятия, дидактические игры, индивидуальная работа.
2 стадия – была направлена на развитие умения детей работать со схемами. Это было легко сделать, так как мы работаем по комплексной программе «Детство», в которой подразумевается моделирование. В педагогический процесс входили: совместная деятельность взрослого и ребенка, работа по образцам и схемам, алгоритм.
Дети учились составлять модели изделий «Корзинка», «Змейка», «Цветочки», «Грибочек». «Бабочка», «Елочка», и т. д.
На четвертом этапе предоставляли детям самостоятельность. В педагогический процесс входили задания, в которых создается необычная ситуация: подарки к разным праздникам (для сотрудников детского сада к дню дошкольного работника, мамам и бабушкам к 8 Марта); изображение знакомых предметов, объектов, но уже в новых сочетаниях, композициях (участие в муниципальном творческом конкурсе «Кис-кис шоу»)
Занятие бисероплетением проводили 1 раз в неделю. Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому занятие длилось не более 30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва проводили гимнастику для глаз, различные физкультминутки.
При составлении плана совместной деятельности, учитывали уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности, мотивацию поделок. (ссылка на планы работы)
На первом ознакомительном занятии постаралась пробудить интерес старших дошкольников к бисероплетению. Рассказали легенду о бисере, оформили выставку готовых работ.
Перед тем как приступить к первой работе с детьми рассмотрели все необходимые для работы материалы, познакомили с техникой безопасности в работе с бисером. Осваивать технику плетения начали с крупного бисера, используя прием простого низания бисера на леску, проволоку. Делали браслеты, цветок – подарок маме.
Когда пальчики немного окрепли, перешли к освоению параллельного плетения. Начали делать гусениц, бабочек, стрекоз. Дети учились работать со схемой, проговаривали свои действия, упражнялись в счете.
В результате данной деятельности у детей сформированы:
- представления о техниках бисероплетения : параллельное, петельное;
- проявляют в процессе поисково-исследовательской деятельности любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда появился?»; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
- владеют навыками трудового процесса: умеют нанизывать, плести, закреплять бисер, составлять узор, чередовать по цвету, размеру, виду;
- умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели;
- развиты навыки творческого воображения, умения работать со схемой : преобразовывать, дополнять, изменять, реализовывать в практической деятельности;
- отражают в речи результаты деятельности; используют слова, характеризующие особенности внешнего вида, свойств, качеств бисера (прозрачный, непрозрачный, матовый, глянцевый; стеклярус, бусины, рубка, бисер);
- проявляют заботу, желание оказывать помощь малышам в изготовлении изделий в уголок ряженья, украшений для родных и близких.
В данный момент мы работаем с детьми средней группы, на будущий год, когда перейдем в старшую группу, работа кружка снова возобновится. Думаем, что с еще более значимыми результатами.
Перспективный план деятельности с детьми 5 – 6 лет