Лариса Максимова
Организация пространственной и развивающей среды логопедического кабинета в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При оформлении и подборе оборудования логопедического кабинета необходимо руководствоваться ориентирами Сан Пин и другими нормативными и методическими документами. Согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда, в которой находятся дошкольники, «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливания организма». Обязательное условие построения среды – опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми. С этой целью цветовой и предметный дизайн логопедического кабинета был выбран с учётом обеспечения физического и психологического комфорта детей, а также были учтены сугубо утилитарные функции кабинета.
Публикация «Организация пространственной и развивающей среды логопедического кабинета в МБДОУ» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
Пространство логопедического кабинета организовано в соответствии с тремя зонами:
-зона для индивидуальных занятий (настенное зеркало, стол для необходимых пособий, стулья)
- зона для организации подгрупповых (до 8 человек) занятий и игр с детьми. Её составляют соответствующие детскому росту столы, стулья, учебно – демонстрационное и игровое оборудование. Во время подгруппового занятия расположение столов обычно меняется, что позволяет организовывать индивидуальную деятельность, работу в парах и тройках. Демонстрационное оборудование в данной зоне представляется как статично, так и в динамике. При организации коллективной и индивидуальной детской деятельности, из мобильного оборудования, используются передвижной стол, двухсторонний мольберт, на котором удобно располагать картинки с помощью магнитов, наборное полотно, ковролинограф.
В связи с тем, что термин «занятие» рассматривается как интересная совместная деятельность детей (ребёнка) и логопеда, в структуру занятия включаются беседы, игры, конструирование, рисование. А также наряду с предложенными детям задачами и способами их решения, логопед предоставляет им возможность выбора действовать свободно и самостоятельно.
С этой целью часть игровых пособий (на повторение и закрепление полученных навыков) расположена в доступном для детей месте – на полке, содержимое которой, изменяется и пополняется по мере изучения материала. Кроме дидактических пособий и игр по развитию речи, выкладываются пособия по развитию двигательно – тактильного и зрительного анализаторов, совершенствованию умения ориентироваться в цветах, формах и величинах предметов, а также игры на развитие внимания, памяти, логического мышления. Другая часть пособий находится в закрытом шкафу, чтобы не отвлекать внимание детей во время образовательной деятельности.
В кабинете нашлось место дивану для релаксации, где проводятся релаксационные паузы, упражнения, столу с песком, с электрической подсветкой.
-консультативно – методическая зона представляет собой стол и два стула для взрослых, шкаф для методической литературы, компьютер (используется для оформления текущей и итоговой документации и при работе с детьми на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности.)
Учебно – игровой материал логопедического кабинета систематизирован в соответствии со следующей ориентацией:
- на развитие речи и исправление её недостатков, таких как звукопроизношение, темпоритм и интонационная выразительность, фонематический слух, слоговая структура слова, лексико – грамматический строй, связная речь, обучение грамоте (центр речевого и креативного развития)
- формирование познавательных психических процессов, таких как зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память разной модальности, внимание, наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое мышление, воображение (центр сенсорного развития)
- совершенствование двигательной сферы (общие произвольные движения, мимические, артикуляционные, тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук (центр моторного и конструктивного развития)
Игры и пособия используются не только логопедом, но и рекомендуются воспитателям во время вечерней индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. А также рекомендуются родителям и занятий в семье для организации детских игр.
Итак, при подборе демонстрационного оборудования и учебно – игровых пособий необходимо руководствоваться следующими критериями:
- размером кабинета и планировочными решениями
- адекватностью материалов по возрасту и их педагогической целесообразностью
- требованиями коррекционно – образовательного процесса и индивидуально – типологическими особенностями воспитанников
В совокупности данные критерии помогают ежегодно обновлять учебно – игровое оснащение кабинета, делая коррекционно – образовательную деятельность для детей интересной, комфортной, эмоционально – значимой и, конечно, развивающей.
ФОТО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Пространство логопедического кабинета организовано в соответствии с тремя зонами:
ЗОНА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ЗОНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ И КОНСУЛЬТАТИВНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗОНА
При организации коллективной и индивидуальной детской деятельности, из мобильного оборудования, используется двухсторонний мольберт, на котором удобно располагать картинки с помощью магнитов, наборное полотно, ковролинограф.
Часть игровых пособий для индивидуальной, подгрупповой и самостоятельной деятельности расположена в доступном для детей месте – на полке, содержимое которой, изменяется и пополняется по мере изучения материала.
Кроме дидактических пособий и игр по развитию речи, выкладываются пособия по развитию двигательно – тактильного и зрительного анализаторов, совершенствованию умения ориентироваться в цветах, формах и величинах предметов.
А также игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.
В кабинете нашлось место дивану для релаксации, где проводятся релаксационные паузы, упражнения.
Стол с песком с электрической подсветкой
Учебно- игровой материал логопедического кабинета систематизирован в соответствии со следующей ориентацией:
Центр речевого и креативного развития
Игры и пособия на развитие речевого дыхания
«Прокати машинку через ворота»
«На пруду»
«Листопад»
«Сдуй пчёлку с цветка»
«Овощи»
«Подуй на снежинку»,«Сдуй снежинку с ладошки»
«Шторм в стакане», «Чей пароходик громче гудит?»
Игры и пособия на формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова
«Автоматизируем звуки, играя»
Опорные схемы, позволяющие конкретизировать требования к выполнению артикуляционных упражнений и произношению звука
Дидактическая игрушка «Обезьянка», фото артикуляционных упражнений, карточки-символы артикуляционных упражнений
Пособия на развитие слухового внимания, фонематического слуха, темпоритмической стороны речи
Формирование диалогической речи, её интонационной выразительности
Различные виды театров
Игры и пособия по формированию лексико-грамматических категорий речи
Предметные картинки и плакаты по изучаемым лексическим темам
«Грамматика в картинках» «Изучаем предлоги»
развитию связной речи и словесно – логического мышления
«Сложи картинку и составь рассказ»
Кубики «Пятнадцать сказок»,Лото «Сказки»,Д/игра «Играем в театр»,«Расскажи сказку по картинкам»
«Играем в сказку» «Рассказываем по картинкам»
Схемы для составления описательных рассказов
(для фронтальной подгрупповой и индивидуальной деятельности)
Графические модели: трудовых процессов; приготовления фруктового салата
Игры и пособия по формированию фонетической стороны речи подготовке к обучению грамоте
Игра на определение места звука в слове «Путешествие звука», «Разложи картинки», «Подбери слова», наглядные пособия на дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости, игра «Сигнальные фонарики», опорная схема: «Чем звук отличается от буквы?»
Предметные картинки на изучаемые звуки, карточки- символы звуков речи, буквы, игры: «Я учу буквы», «Шершавые буквы», «Проделки жука- Буквоеда», «Читаем сами», «Азбука», «Подвижная азбука»
«Слова на песке» Опорная схема: «Какие органы речи участвуют в образовании данного звука?»
«Выложи слово» «Сложи букву»
Центр сенсорного развития
Игра «Чудесный мешочек»
«Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Подбери по величине»
Центр моторного и конструктивного развития
Игры и пособия на развитие мелкой моторики, конструктивных навыков
Шнуровальные планшеты, застёжки, бассейны с фасолью и горохом, мелкие игрушки
Пальчиковые театры «Накорми Цыпа и Цып-цыпа»
«Выложи узор», «Собери бусы», конструктор из дерева «Стул», массажные шарики, «Построй самолёт», «Построй кораблик», «Разноцветные прищепки» и др.
«Выложи по образцу»
Игры и пособия на развитие артикуляционной моторики
Игры и пособия используются не только логопедом, но и рекомендуются воспитателям во время вечерней индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. А также рекомендуются родителям и занятий в семье для организации детских игр.