Лариса Максимова
Организация пространственной и развивающей среды логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
При оформлении и подборе оборудования логопедического кабинета мы руководствовались ориентирами СанПин и другими нормативными и методическими документами. Согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда, к которой находятся дошкольники, «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливания организма». Обязательное условие построения среды – опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми. С этой целью цветовой и предметный дизайн логопедического кабинета был выбран с учётом обеспечения физического и психологического комфорта детей, а также были учтены сугубо утилитарные функции кабинета.
Публикация «Организация пространственной и развивающей среды логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Пространство логопедического кабинета организовано в соответствии с тремя зонами:
-зона для индивидуальных занятий (настенное зеркало, стол для необходимых пособий, стулья)
- зона для организации подгрупповых (до 8 человек) занятий и игр с детьми. Её составляют соответствующие детскому росту столы, стулья, учебно – демонстрационное и игровое оборудование. Во время подгруппового занятия расположение столов обычно меняется, что позволяет организовывать индивидуальную деятельность, работу в парах и тройках. Демонстрационное оборудование в данной зоне представляется как статично так и в динамике. При организации коллективной и индивидуальной детской деятельности, из мобильного оборудования, используются передвижной стол, двухсторонний мольберт, на котором удобно располагать картинки с помощью магнитов, наборное полотно, кавролинограф.
В связи с тем, что термин «занятие» рассматривается как интересная совместная деятельность детей (ребёнка) и логопеда, в структуру занятия включаются беседы, игры, конструирование, рисование. А также наряду с предложенными детям задачами и способами их решения, логопед предоставляет им возможность выбора действовать свободно и самостоятельно.
С этой целью учебно – часть игровых пособий (на повторение и закрепление полученных навыков) расположена в доступном для детей месте – на полке, содержимое которой, изменяется и пополняется по мере изучения материала. Кроме дидактических пособий и игр по развитию речи, выкладываются пособия по развитию двигательно – тактильного и зрительного анализаторов, совершенствованию умения ориентироваться в цветах, формах и величинах предметов, а также игры на развитие внимания, памяти, логического мышления. Другая часть пособий находится в закрытом шкафу, чтобы не отвлекать внимание детей во время образовательной деятельности.
В кабинете нашлось место дивану для релаксации, где проводятся релаксационные паузы, упражнения.
-консультативно – методическая зона представляет собой стол и два стула для взрослых, шкаф для методической литературы, компьютер (используется для оформления текущей и итоговой документации и при работе с детьми на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности.
Учебно – игровой материал логопедического кабинетасистематизирован в соответствии со следующей ориентацией:
- на развитие речи и исправление её недостатков, таких как звукопроизношение, темпоритм и интонационная выразительность, фонематический слух, слоговая структура слова, лексико – грамматический строй, связная речь, обучение грамоте (центр речевого и креативного развития)
- формирование познавательных психических процессов, таких как зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память разной модальности, внимание, наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое мышление, воображение (центр сенсорного развития)
- совершенствование двигательной сферы (общие произвольные движения, мимические, артикуляционные, тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук (центр моторного и конструктивного развития)
Игры и пособия используются не только логопедом, но и рекомендуются воспитателям во время вечерней индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. А также рекомендуются родителям и занятий в семье для организации детских игр.
Итак, при подборе демонстрационного оборудования и учебно – игровых пособий мы руководствовались следующими критериями:
- размером кабинета и планировочными решениями
- адекватностью материалов по возрасту и их педагогической целесообразностью
- требованиями коррекционно – образовательного процесса и индивидуально – типологическими особенностями воспитанников
В совокупности данные критерии помогают ежегодно обновлять учебно – игровое оснащение кабинета, делая коррекционно – образовательную деятельность для детей интересной, комфортной, эмоционально – значимой и, конечно, развивающей.