Елена Жмурова
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Прогулки детей на свежем воздухе играют огромное значение для физического развития. Пребывание на свежем воздухе является первым доступным средством закаливания детского организма. Это способствует повышению его выносливости и устойчивости к простудным заболеваниям.
Публикация «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» размещена в разделах
На прогулке дети не только гуляют, но играют и много двигаются. Движения увеличивает обмен веществ, кровообращение, газообмен, повышает аппетит. Дети стремятся преодолевать различные препятствия, становятся более активными, ловкими, смелыми, выносливыми. У ребенка вырабатываются двигательные способности, укрепляется мышечный скелет, повышается тонус мышц.
Прогулка способствует развитию образного мышления, так как дети получают много новых впечатлений и знаний о природе.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
Цели, задачи и виды прогулок.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, физическое и умственное развитие детей, поднятие жизненного тонуса организма.
Задачи прогулки :
· оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
· способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
· оптимизировать двигательную активность детей;
· способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Виды прогулки (по месту проведения) :
- на участке детского сада;
- пешеходные прогулки за пределы участка детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
Виды прогулок (по содержанию) :
- традиционная;
- тематическая;
- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
- поход, пеший переход, туристический поход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Требования к оборудованию и санитарному содержанию
участка детского сада для проведения прогулок.
Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям п. 3.1. СанПиН 2.4.1.3049-13.
На территории детского сада есть места для проведения подвижных игр и развития движений детей, для игр с песком, водой, строительным материалом, для всевозможных игр и игр с различными видами игрушек.
Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
Уборка участка проводится утром до прихода детей и по мере загрязнения территории.
При сухой и жаркой погоде необходимо производить полив участка, песка не менее 2-х раз в день.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, закрепленным и соответствовать возрасту ребенка.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
Перед выходом детей на прогулку необходимо осматривать территорию участка.
Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает старшая медсестра и заместитель заведующего по ВМР.
Перед выходом на прогулку сотрудники детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал детского сада для оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребёнка в травмпункт.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного дворика.
Требования к одежде детей:
- в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;
- при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;
- при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды.
- при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.
- в летний период во избежание перегрева детям обязательно надевают легкие головные уборы.
Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.
Наблюдения можно проводить не только с целой группой детей, но с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей; приемы активизации умственной деятельности.
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения используются для формирования свойств и качеств предмета или явления.
Длительные наблюдения используются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
В конце прогулки воспитатель и дети делают вывод о проделанной работе на участке.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать :
- подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке : в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке : в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги.
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников
В соответствии с календарным планированием педагог осуществляет индивидуальную работу по речевому, познавательному, социально-коммуникативному, физическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
- трудовые поручения
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в группах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т. д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
-самостоятельная деятельность детей
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Содержание прогулок определяется программой и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Требования к продолжительности прогулки.
Режим длительности проведения прогулок на улице.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 3-4 часа.
Для достижения оздоровительного эффекта в теплый период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
В холодный период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой.
Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Прогулки способствуют умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения. Наблюдения вызывают у детей ряд вопросов, на которые мы вместе ищем ответы. Все это развивает наблюдательность и расширяет преставления, будет мысли и воображения детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Педагог знакомит с родным городом, его памятниками и памятными местами, с трудом дворника. Знакомство с окружающим прививает любовь к родному краю. Дети трудятся на участке в цветнике – Сажают, поливают и ухаживают за растениями. У них воспитывается трудолюбие, бережное отношение ко всему живому. Они видят красоту природы.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.