Гильмутдинова Венера
Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях по физической культуре
Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях по физической культуре.
Выполнила:
учитель физической культуры 1 категории
МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением
отдельных предметов» НМР РТ
Гильмутдинова Венера Миннигатовна
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу
эти знания применить»
Публикация «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Спорт, физкультура. Внеклассные и внеурочные мероприятия
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности личности и была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование.
Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы».
Важнейшее требование современного урока – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.
Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями.
Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности.
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, вырабатывать определенные познавательные и практические умения с целью реализации их в спортивно-оздоровительной деятельности. В этом качестве проект обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие лидерских, коммуникативных способностей обучающихся и поддержка одаренности детей, а также детей с ослабленным здоровьем с целью их успешной аттестации.
Новизна проекта - это элементы содержания проекта могут быть интегрированы с основным содержанием физического образования в календарно-тематическом планировании и рабочей программы учителя. При организации процесса обучения в рамках данного проекта предполагается применением следующих педагогических технологий проектной деятельности :
• развивающее обучение;
• информационно- коммуникативные;
• личностно-ориентированное;
• игровые;
• здоровьесберегающие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Развитие проектных умений учащихся и создание условий для аттестации групп учащихся с разным уровнем здоровья
ЗАДАЧИ:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
-выработка нравственных убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые качества человека для достижения физического развития.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к партнеру в команде;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации проектной деятельности и управлению ею :
- знакомство учащихся с методами исследования и умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма для организации эксперимента или практической части исследования;
4. Формирование умения работать с полученной информацией (сбор, обработка данных, систематизация, хранение, использование).
5. Формирование умения ИКТ-технологий (оформление проекта, презентации к проекту, использование диаграмм и т. п)
Так что же такое проект?
– это самостоятельная творческая работа, от идеи и до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта : -это достаточные знания и умения, составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие (комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера и др, информация (доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик и др, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.
По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).
По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трё х этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых, учителей, тренеров по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность практически (социально)значимого характера.
Третий этап защита проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Обучающиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников:
- умения учиться, как универсального учебного действия,
- умения творчески реализовываться,
- социализации школьников,
Форма организации : занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в спортивном зале, на спортплощадке.
Планируемые результаты
Проект предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов:
- предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов:
- Результат проявляется в активном использовании учащимися метода проектов, самостоятельном творческом выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, представления опыта в рамках предметной декады, дистанционных олимпиад
Третий уровень результатов:
- Предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, спортивных мероприятиях по разным направлениям, научной конференции.
Примерные критерии оценок:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Как нужно работать над проектом
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Реализация проекта происходит по технологии продуктивного обучения, проект реализуется через исследовательскую деятельность учащихся.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств.
И в заключение мне хотелось бы сказать:
Одной из составляющих процесса обучения является популяризация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выявления наиболее талантливых ребят, проявляющих интерес к данному виду деятельности, оказания им поддержки. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор, стимулирует интерес к научно-техническому, физическому, гуманитарному и естественно научному творчеству, к самостоятельному приобретению необходимых для этого знаний и навыков в исследовательской деятельности.
Проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры по мере их мотивированности, в том числе по причине временного отсутствия по болезни.
Программа внеурочной проектной деятельности спортивно-оздоровительной направленности поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
«Проектная деятельность учащихся на уроках физической культуры» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания рабочих программ по предмету ФК, расширяя и обогащая его знаниями и умениями формирования здорового образа жизни.