Светлана Попшой
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
Слайд №2-3
Актуальность темы
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.
Слайд №4
Поэтому цель наших проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.
Слайд № 5- 8
Одно из важных условий организация проектно-исследовательской деятельности по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. У нас в группе созданы:
• Зона коллекций: предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;
• Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений;
• Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;
• Метеостанция: предназначена для наблюдений за погодой;
• Центр природы: для закрепления знаний широко используются дидактические игры.
• Зона экспериментирования на участке: создана на участке детского сада для проявления инициативы ребёнка и самостоятельных исследований.
Слайд № 9
Неоценима роль сотрудничества с родителями при реализации проектов, так как основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе:
• изготавливали кормушки для птиц,
• макеты домов,
• поделки из природного материала,
• участвовали в различных акциях, конкурсах;
• Участвовали в создании стенгазет,
• участвовали в посадке цветника и огорода,
• сбора различных коллекций,
• проводили эксперименты в домашних условиях;
• принимали участие в изготовлении дидактических игр и пособий.
Как правило, в младшем дошкольном возрасте проекты выполняются всем коллективом детей под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.
Слайд № 10
При реализации наших проектов мы используем такие формы работы:
• НОД;
• Беседы;
• Прослушивание аудиозаписей;
• Дидактические и развивающие игры и упражнения;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Эксперименты и опыты;
• Рассматривание картин и фотографий;
• Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
• Экологическая тропа;
• Акции добрых дел;
• Конкурсы;
• Праздники, развлечения;
• Театрализованная деятельность;
• Целевые прогулки;
• Продуктивная деятельность.
Слайд № 11
Нами разработан ряд проектов для младших дошкольников. «Мой город», «Краски осени», «Дары осени», «Первый снег», «Зимующие птицы», «Зленый лук наш друг», «Мир насекомых», «Безопасность на природе», «Здоровей-ка», «Хлеб всему голова», «Животные нашего края»
Слайд № 12
С целью обогащения знаний детей о дарах осени (овощи, фрукты) созреваемых в осенний период нами был разработан проект «Дары осени». Были использованы следующие формы работы с детьми:
Чтение художественных произведений, беседы.
Наблюдения в природе, поисково - исследовательская деятельность с детьми.
Экологические и настольно-печатные игры.
НОД: познавательное и художественно - эстетическое.
Рассматривание книг и иллюстраций по теме «Дары осени».
Сбор урожая свеклы
С родителями.
1. Выставка поделок из овощей «Осенние причуды».
2. Беседы и консультации
3. Изготовление блюд из свеклы дома
Слайд № 13
Для расширения знания о свойствах снега, воды, льда нами был реализован познавательно – исследовательский проект «Первый снег». Цель данного проекта : Формирование знаний о неживой природе в зимний период. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.
Проделанную работу по данному проекту, вы можете увидеть на слайде
- Итоговым мероприятием было - развлечение «Первый снег».
Слайд № 14
В рамках экологического воспитания дошкольников мы разработали исследовательский, познавательный проект «Зеленый лук – наш друг». Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта. При реализации проекта использовались традиционные формы работы.
Беседы, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, сказок об овощах (чтение художественной литературы, рассматривание и изучение луковиц; совместная деятельность : посадка и выращивание лука; наблюдение за первыми всходами; фиксация результата (зарисовка результата опыта, НОД: «Лук – зелёный друг» (лепка, рисование); сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, консультации и буклеты для родителей.
Итоговые мероприятия
- Выставка детских работ «Лук – зелёный друг».
- Создание мини огорода «Лук – наш друг»,
- Угощение луком с нашего чудо – огорода.
Слайд № 15
Следующий краткосрочный экологический проект «Мир насекомых». Участие детей в проекте позволило сформировать у них представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и потому наша задача состояла в том, чтобы вовремя поддержать интерес детей к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью насекомых. В ходе работы над данным проектом использовались такие же формы работы, что и в предыдущих проектах. Заключительным мероприятием была инсценировка сказки К,И, Чуковского «Муха-Цокотуха»
Слайд № 16-17
Поиск форм работы с детьми и родителями, способствующих формированию ценностного отношения к родному городу подтолкнуло нас к созданию проекта «Мой город»
Цель проекта : воспитание патриотизма и любви к родному городу, пропаганда экологически правильного поведения среди родителей и дошкольников.
Нами была проведена следующая работа:
- Беседы с детьми на тему «Мой город»
- Изготовление коллективной работы - макета города: рисование «Дороги нашего города», лепка «Люди нашего города», конструирование из природного материала «Деревья нашего города»
- Уборка территории участка детского сада воспитанниками от мусора, сухих веток на прогулке.
- Чтение стихотворений о Полевском
- Рассматривание фотографий и альбома «Мой город Полевской»
Работа с родителями
- Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»
- Изготовление макетов своего дома
- Оформление стенда «Я люблю Полевской»
Слайд № 18
Еще один реализованный нами проект, о котором хочется рассказать - это
познавательно – исследовательский проект – «Хлеб всему голова»
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.
Формы реализации проекта
Беседы; загадки; чтение художественной литературы, экспериментирование; исследование; рассматривание картин; сюжетно-ролевые игры, творчество.
Взаимодействие с родителями
• Дети вместе с родителями учили стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Конкурс рисунков «Хлеб – всему голова»
Итоговое мероприятие: Выпекание хлеба
Все наши экологические проекты по продолжительности краткосрочные, в силу психофизиологических особенностей, ребенок младшего дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
При работе над проектами крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.
Слайд № 19
Результативность
В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость использования проектно – исследовательской деятельности в дошкольном возрасте для развития ценного, личностно-значимого отношения к природе, потому что именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Главное не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.