Приложение МААМ

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

Светлана Попшой
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

Слайд №2-3

Актуальность темы

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Темочки:

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

Слайд №4

Поэтому цель наших проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Слайд № 5- 8

Одно из важных условий организация проектно-исследовательской деятельности по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. У нас в группе созданы:

Зона коллекций: предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;

Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений;

Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;

Метеостанция: предназначена для наблюдений за погодой;

Центр природы: для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Зона экспериментирования на участке: создана на участке детского сада для проявления инициативы ребёнка и самостоятельных исследований.

Слайд № 9

Неоценима роль сотрудничества с родителями при реализации проектов, так как основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе:

• изготавливали кормушки для птиц,

• макеты домов,

• поделки из природного материала,

• участвовали в различных акциях, конкурсах;

• Участвовали в создании стенгазет,

• участвовали в посадке цветника и огорода,

• сбора различных коллекций,

• проводили эксперименты в домашних условиях;

• принимали участие в изготовлении дидактических игр и пособий.

Как правило, в младшем дошкольном возрасте проекты выполняются всем коллективом детей под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Слайд № 10

При реализации наших проектов мы используем такие формы работы:

• НОД;

• Беседы;

• Прослушивание аудиозаписей;

• Дидактические и развивающие игры и упражнения;

• Сюжетно-ролевые игры;

• Эксперименты и опыты;

• Рассматривание картин и фотографий;

• Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

Экологическая тропа;

• Акции добрых дел;

• Конкурсы;

• Праздники, развлечения;

• Театрализованная деятельность;

• Целевые прогулки;

• Продуктивная деятельность.

Слайд № 11

Нами разработан ряд проектов для младших дошкольников. «Мой город», «Краски осени», «Дары осени», «Первый снег», «Зимующие птицы», «Зленый лук наш друг», «Мир насекомых», «Безопасность на природе», «Здоровей-ка», «Хлеб всему голова», «Животные нашего края»

Слайд № 12

С целью обогащения знаний детей о дарах осени (овощи, фрукты) созреваемых в осенний период нами был разработан проект «Дары осени». Были использованы следующие формы работы с детьми:

Чтение художественных произведений, беседы.

Наблюдения в природе, поисково - исследовательская деятельность с детьми.

Экологические и настольно-печатные игры.

НОД: познавательное и художественно - эстетическое.

Рассматривание книг и иллюстраций по теме «Дары осени».

Сбор урожая свеклы

С родителями.

1. Выставка поделок из овощей «Осенние причуды».

2. Беседы и консультации

3. Изготовление блюд из свеклы дома

Слайд № 13

Для расширения знания о свойствах снега, воды, льда нами был реализован познавательно – исследовательский проект «Первый снег». Цель данного проекта : Формирование знаний о неживой природе в зимний период. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.

Проделанную работу по данному проекту, вы можете увидеть на слайде

- Итоговым мероприятием было - развлечение «Первый снег».

Слайд № 14

В рамках экологического воспитания дошкольников мы разработали исследовательский, познавательный проект «Зеленый лук – наш друг». Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта. При реализации проекта использовались традиционные формы работы.

Беседы, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, сказок об овощах (чтение художественной литературы, рассматривание и изучение луковиц; совместная деятельность : посадка и выращивание лука; наблюдение за первыми всходами; фиксация результата (зарисовка результата опыта, НОД: «Лук – зелёный друг» (лепка, рисование); сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, консультации и буклеты для родителей.

Итоговые мероприятия

- Выставка детских работ «Лук – зелёный друг».

- Создание мини огорода «Лук – наш друг»,

- Угощение луком с нашего чудо – огорода.

Слайд № 15

Следующий краткосрочный экологический проект «Мир насекомых». Участие детей в проекте позволило сформировать у них представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и потому наша задача состояла в том, чтобы вовремя поддержать интерес детей к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью насекомых. В ходе работы над данным проектом использовались такие же формы работы, что и в предыдущих проектах. Заключительным мероприятием была инсценировка сказки К,И, Чуковского «Муха-Цокотуха»

Слайд № 16-17

Поиск форм работы с детьми и родителями, способствующих формированию ценностного отношения к родному городу подтолкнуло нас к созданию проекта «Мой город»

Цель проекта : воспитание патриотизма и любви к родному городу, пропаганда экологически правильного поведения среди родителей и дошкольников.

Нами была проведена следующая работа:

- Беседы с детьми на тему «Мой город»

- Изготовление коллективной работы - макета города: рисование «Дороги нашего города», лепка «Люди нашего города», конструирование из природного материала «Деревья нашего города»

- Уборка территории участка детского сада воспитанниками от мусора, сухих веток на прогулке.

- Чтение стихотворений о Полевском

- Рассматривание фотографий и альбома «Мой город Полевской»

Работа с родителями

- Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»

- Изготовление макетов своего дома

- Оформление стенда «Я люблю Полевской»

Слайд № 18

Еще один реализованный нами проект, о котором хочется рассказать - это

познавательно – исследовательский проект – «Хлеб всему голова»

Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.

Формы реализации проекта

Беседы; загадки; чтение художественной литературы, экспериментирование; исследование; рассматривание картин; сюжетно-ролевые игры, творчество.

Взаимодействие с родителями

• Дети вместе с родителями учили стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

• Конкурс рисунков «Хлеб – всему голова»

Итоговое мероприятие: Выпекание хлеба

Все наши экологические проекты по продолжительности краткосрочные, в силу психофизиологических особенностей, ребенок младшего дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.

При работе над проектами крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.

Слайд № 19

Результативность

В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость использования проектно – исследовательской деятельности в дошкольном возрасте для развития ценного, личностно-значимого отношения к природе, потому что именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Главное не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 11:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попшой (УИ 1783702) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД