Ткачева Юлия
Организация применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
▼ Скачать + Заказать документы
Структурная модель организации и управления
Использование дистанционных технологий обучения в ОУ может быть реализовано в двух организационных формах :
• с созданием структурного подразделения дистанционного обучения;
• без создания структурного подразделения дистанционного обучения.
Публикация «Организация применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ)» размещена в разделах
Вопрос об использовании дистанционных технологий в образовательном процессе должен быть отражен в Уставе ОУ (в случае создания структурного подразделения) и в образовательной программе ОУ (независимо от организационных вопросов – в разделе, связанном с используемыми в образовательном процессе технологиями обучения).
В компетенцию руководителя ОУ при обеих моделях организации входит издание приказов, регламентирующих деятельность по использованию дистанционных технологий в обучении (о создании структурного подразделения или назначении ответственных за организацию процесса, об утверждении необходимых документов, о зачислении учащихся на обучение с использованием дистанционных технологий, об учебной нагрузке педагогов и пр.)
1 вариант. Обучение с использованием дистанционных технологий без создания структурного подразделения дистанционного обучения.
В случае, если нет возможностей для создания структурного подразделения дистанционного обучения, организация обучения с использованием дистанционных технологий вменяется в обязанности одному из заместителей руководителя ОУ.
В компетенцию заместителя руководителя ОУ, назначенного приказом директора ответственным за использование дистанционных технологий в обучении, входит следующее:
• рассмотрение вопроса о зачислении учащегося на обучение с использованием дистанционных технологий, в том числе информирование родителей или законных представителей обучающегося о необходимых документах, сбор пакета документов (через классного руководителя или социального педагога, оформление договора с родителями или законными представителями обучающегося, регулирующего отношения сторон при организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
• организация обучения, в том числе информирование родителей или законных представителей обучающегося об организации занятий с использованием технологий дистанционного обучения, вручение родителям или законным представителям обучающегося памятки с валеологическими рекомендациями и собеседование по материалам этой памятки, организация «первообуча» (первичные навыки работы на компьютере, в Интернет, в оболочке дистанционного обучения, составление индивидуального учебного плана и его согласование с родителями или законными представителями обучающегося, подбор педагогов, составление расписания занятий, прием отчетов о прохождении курсов, о текущей успеваемости учащегося, контроль документации;
• организация сопровождения обучающегося и анализ результатов обучения, в том числе назначение куратора для обучающегося или вменение в обязанности классному руководителю выполнение соответствующих функций по курированию ребенка, обучающегося с использованием дистанционных технологий (выполнение учебного графика, учебного плана и иные вопросы, оговариваемые индивидуально, планирование и организация диагностики удовлетворенности обучающегося и его родителей или законных представителей условиями и качеством обучения, анализ результатов обучения (может проводиться силами руководителей методических объединений);
• организация сопровождения педагогов, работающих с использованием технологий дистанционного обучения, в том числе обучение заинтересованных педагогов технологиям дистанционного обучения, консультирование педагогов по вопросам форм и методов обучения с использованием дистанционных технологий, выбора учебных курсов и иных материалов для обучения;
• обеспечение технических и технологических вопросов, связанных с организацией обучения с использованием дистанционных технологий, в том числе установка необходимого программного обеспечения на компьютеры обучающихся и педагогов, получение логинов и паролей для выхода на сайт системы дистанционного обучения.
Необходимая документация:
• медицинские справки, свидетельствующие о том, что обучающийся имеет право обучатся на дому и ему не противопоказано обучение с активным использованием компьютера;
• договор с родителями или законными представителями обучающегося, регулирующий отношения сторон при организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
• индивидуальный учебный план, согласованный с родителями или законными представителями обучающегося;
• индивидуальный учебный график (расписание занятий, согласованный с родителями или законными представителями обучающегося;
• закрепление педагогов за обучающимся с указанием объема учебной нагрузки (на основании приказа директора ОУ или тарификации);
• классные журналы – индивидуальные (в случае обучения на дому или соответствующие записи в общем журнале класса);
• тематическое планирование педагогов, составленное по форме, разработанной в ОУ и соответствующей специфике дистанционного обучения;
• планирование текущего контроля знаний и анализа результатов обучения, аналитические материалы;
• планирование социально-педагогической диагностики и материалы ее анализа.
В своей работе заместитель руководителя, несущий ответственность за организацию образовательного процесса, взаимодействует со следующими специалистами ОУ для решения соответствующих задач:
• классный руководитель – по вопросам взаимодействия с родителями, касающегося сбора необходимой документации и оформления договора, а также согласования необходимых документов – индивидуального учебного плана и расписания занятий, а также по вопросам курирования обучающегося в дистанционном режиме;
• специалист службы сопровождения (психолог, социальный педагог) – по вопросам социально-педагогической диагностики, по выявлению уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей или законных представителей условиями и результатами обучения с использованием дистанционных технологий;
• руководители методических объединений – по вопросам учебной диагностики и анализа результатов обучения детей с использованием дистанционных технологий.
Все вопросы, связанные с взаимодействием заместителя директора ОУ с указанными специалистами и предполагающие дополнительную нагрузку для перечисленных специалистов ОУ, должны регламентироваться приказом директора ОУ.
Поскольку обязанности заместителя руководителя, организующего процесс обучения с использованием дистанционных технологий, очень разнородны, а их объем достаточно велик, то в этом случае, когда в ОУ не создается структурное подразделение дистанционного обучения, количество обучающихся с использованием дистанционных технологий не может быть значительным, поскольку заместитель директора, курирующий процесс, имеет и другие должностные обязанности.