Любовь Корчагина
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение музыкального зала
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т. д.)
Музыкальный зал функционирует с1979 года, с открытия детского сада.
Направление кабинета:
Целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
1. Краткое описание кабинета
Публикация «Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение музыкального зала» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2019
Музыкальный зал располагается на втором этаже МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Подснежник», в правом крыле здания, удовлетворяет требованиям технической эстетике, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям, оснащён кварцевой лампой, Предназначен для проведения музыкальных занятий с дошкольниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями и воспитателями, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми. В зале поддерживается необходимый температурный режим. Проводится систематическое проветривание, кварцевание, влажная уборка.
Музыкальный зал, просторный, светлый, строго и красиво (без излишеств) убран. Стены окрашены в приятные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, светильники. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены, особенно во время проведения праздничных утренников.
Для музыкального инструмента (фортепиано) выбрано место, где музыкальный руководитель, проводя занятия, имеет возможность видеть всех детей.
Пол покрыт ламинатом, так как он долговечен и легко моется. Мебель: детские деревянные стульчики, журнальный столик, стеллаж для детских музыкальных инструментов, скамейки для зрителей.
На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и специальной обуви - чешках.
Место для методического материала оборудовано отдельным кабинетом.
2. Нормативно-правовая база
Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативно-законодательные документы:
№ Название документа
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Семейный кодекс РФ
3. Трудовой кодекс
4. Порядок организации и образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
7. Концепция дошкольного воспитания
8. СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
9. Письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
10. Устав дошкольного учреждения
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04. 2014г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
3. Форма учета деятельности музыкального руководителя
1. Годовой тематический план работы
2. Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие. Раздел «Музыка»
3. Календарные планы НОД
4. График работы (Циклограмма)
5. Список воспитанников, посещающих вокальный кружок «Маленький оркестр».
6. План программа кружковой работы
7. Аналитический отчет о работе за последние три учебных года
8. Мониторинг развития воспитанников
9. Журнал отчета по работе.
10. Тетрадь проведенных консультаций с педагогами и родителями
4. Оснащение музыкального зала.
Организация пространства : Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь крайне актуальны требования СанПиН и соблюдение правил пожарной безопасности. Пространство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.
Активная зона: Таковой можно считать достаточно большое и свободное пространство для музыкального движения. В активной зоне не должно быть мебели, стеллажей и декораций. Фортепиано должно быть расположено так, чтобы музыкальный руководитель мог видеть всех детей. Как правило, атрибуты и раздаточный материал, необходимый для упражнений, танцев и игр в этой зоне не находится постоянно, а заносится, по мере необходимости.
Спокойная зона (она же может быть и рабочей зоной) : Эта зона является самой важной и значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важные виды деятельности, как восприятие и пение. Поэтому организация РППС в спокойной зоне особенно тщательная. Оборудование в спокойной зоне состоит из: музыкального инструмента (фортепиано, стульчики, удобные маленькие столики для различного дидактического материала. Здесь же находятся стеллажи с детскими инструментами, игрушками, раздаточный материал и который педагог раскладывает удобно для детей разного возраста, в зависимости от вида занятия Т к это и рабочая зона, то здесь же находится музыкальный центр, а также мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер и МФУ).
5. Методическое и техническое оснащение :
Оборудование музыкального зала
Наименование Количество
Люстры 4
Светильник 8
Столики детские (хохлома) 2
Стульчики детские (хохлома) 31
Скамейки 9
Фортепиано «Красный октябрь» 1
Жалюзи 5
Стул черный 5
Световой луч «Зебра – 50» 1
Зеркало 1
Шторы:
• Белые
• ванильные 5
5
Ламбрекены 5
Огнетушитель порошковый ОП-3(3) 1
Подставка под огнетушитель 1
Технические средства обучения
Магнитофон Sony 2
Интерактивная доска и проектор SMART 1
Синтезатор Ямаха 1
Комплект беспроводных микрофонов RITMIX (2 микрофона и подстанция) 1
Микрофонная установка Vitec
1
Акустическая система АС-2 1
Оборудование музыкального кабинета
Наименование Количество
Лампы дневного освещения 2
Стол рабочий 1
Стул 2
Стенка 1
Диван 1
Технические средства
Ноутбук SAMSUNG
2
Лазерный принтер Panasonic КХ – МВ 1500 1
Беспроводная система «Вокалист». Дуэт. 1
Сетевой фильтр 1
Стойки для микрофонов 2
Наглядно-дидактические пособия
«Симфонический оркестр» «Наши чувства и эмоции»
«Музыкальные инструменты» Презентации по слушанию музыки
«Музыкальная лесенка» «Модули»
«Ритмические карточки» Презентации гимнастика для глаз
«Ритмические полоски» Набор композиторов (русских и зарубежных)
«Ритмические мелодии» Большие музыкальные кубы
Презентации по работе над ритмом в оркестре
«Наши чувства и эмоции»
«Симфонический оркестр»
«Музыкальные инструменты»
«Музыкальная лесенка»
«Дождик и солнышко»
«Модули»
«Стрелки»
«Ритмические карточки»
«Настроение у гномов»
«Ритмические полоски»
«Ритмические мелодии»
Презентации по слушанию музыки
Презентации по работе над ритмом в оркестре
Презентации гимнастика для глаз
Иллюстрации по слушанию музыки
Набор композиторов (русских и зарубежных)
Стрекозки на палочках
Птички на палочках
Большие музыкальные кубы
Тематические картинки
Петушок
Кузнечик
Кошка
Клоун
Скоморох
Солнышко
Русская пара
Новый год
Баба яга
Осенние деревья – (береза, рябина, клен)
Курица
Девочка Осенинка
Мальчик с листочками
Осень большая девушка
Буратино
Растяжки
Праздник осени
Поздравляем
До свидание детский сад
С днем свадьбы
Новый год
С днем рождения
Наклейки Котята музыканты
Ромашки
Ромашки с бабочками
Тюльпаны
Демонстрационный материал Портреты русских композиторов
Портреты зарубежных композиторов
Композиторы Глиер Р. М.
Моцарт В. А.
Скрябин А. Н.
Дунаевский И. О.
Прокофьев С. С.
Муссорский М. П.
Шумар Р.
Григ Э.
Бетховен Л. В.
Бородин А. П.
Римский-Корсаков Н. А.
Глинка М. И.
Кабалевский Д. Б.
Гуно Ш. В.
Рахманинов С. В.
Джузеппо В.
Шопен Ф.
Лист Ф.
Оформление зала Цветы из бумаги
Тюльпаны
Дидактические игры «Колобок»
«Колокольчики»
«Поле чудес»
«Музыкальная лесенка»
Плакаты 23 февраля
Новый год
Иллюстрации Набор «Дети с музыкальными инструментами)
Треугольник, барабан, металлофон
Горн (Рыцарь)
Флейта
Орган
Гусли (Садко)
Украинцы (3) скрипка, бубен
Арфа
Оркестр
Испанцы
Гитара
Квартет по басне Крылова
Колокола
Дудочка (Пастушок)
Медведь танцует
Скоморохи с балалайкой, дудочка, погремушка
Русская пляска (гармошка)
Ну погоди (современные инструменты)
Набор по слушанию музыки «Прогулка на автомобиле» Мясков К.
«Мотылек» Майкапар С.
«Дети слушают музыку»
«Вырастает город» Е. Тиличеева
«Кукушка» М. Красев
«Парень с гармошкой» Г. Свиридов
«Неаполитанская песенка» П. Чайковский
«На лодке» Н. Любарский
«Походный марш» Д. Кабалевский
«Листопад» Т. Потапенко
«Масленица» Б. М. Кустодиев
Разное «Кадеты»
«Одуванчик»
«Февральская лазурь» Грабарь И. Е.
«Корабельная роща» И. И. Шишкин
Животные и птицы Синица
Козел
Овца
Свинья
Кукушка
Лошадь с жеребенком
Осенний пейзаж
Лебедь
Тройка лошадей с бубенцами
Вокально-хоровая работа Комплект по вокально-хоровой работе
Музыкальные инструменты :
Наименование Количество:
Фортепиано Октябрь 1
Синтезатор YAMAHA 1
Клаве 10 пар
Маракасы африканские 2
Бубенцы на палочке 8
Погремушки пластмассовые 40
Колокольчик большой 2
Металлофон маленькие 5
Хроматические металлофоны 3
Ксилофон 4
Бубны большие с мембраной 2
Бубны средние деревянные 4
Бубны маленькие 4
Ложки хохломские одинарные 50
Ложки двойные деревянные 10
Ложки веер 7
Ложки веер с колокольчиками 5
Колокольчики 10
Набор диатонических колокольчиков (7) 1
Треугольники большие 3
Треугольники малые 4
Маракасы большие 2
Маракасы малые 10
Барабаны 2
Погремушки деревянные с бубенчиками 15
Трещотки 3
Трещотка с бубенчиками 2
Трещотки-вертушки 1
Колотушка 1
Бубенцы на ручке 15
Свистульки деревянные 10
Дудочки 3
Свистульки глиняные 2
Блок флейты 4
Кастаньеты 5
Список аудиозаписей
• Классическая музыка
• Народная музыка
• Детские песни (альбомы, сборники)
• Музыкальная гимнастика
• Песенки для малышей
• Песни и музыкальное оформление по сезонным праздникам (Зима, Лето, Осень, Весна)
• Якутские танцы
• Сборники песен Н. Макаровой
• Военные песни и танцы
• Музыка для игр
• Фоновая музыка
• Младшая группа
• Диски к пособию «Праздник каждый день» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
• Подборка музыкального материала к праздникам
Весь музыкальный материал хранится в дисковом и электронном носителе.
Презентации (на электронных носителях)
Презентации по слушанию музыке : по музыкальным произведениям, по композиторам, по жанрам. Электронные модули упражнений для глаз: зима, снежинки, бабочки, точки, светофор, лето, дождик. Видеотека: материалы
1 по временам года
2 по ВОВ
3 по сказкам
4 балеты
5 танцы народов мира
Презентации по теме самообразования Презентации по разучиванию песен с детьми ОВЗ: песня «Флаг», «Зимушка – зима», «Россия», «Елка» Электронные модули по работе над развитием ритма:
1. Жуки
2. Маленький оркестр
3. Палочки и кружочки
4. Интернет- ресурсы сайтов: nsportal, maaam, видеоуроки, сайты для дошкольников.
Презентации по развитию ритмического, тембрового слуха, Видео файлы:
«Золушка», «Щелкунчик», «Руслан и Людмила», «Сказка Петя и волк», «Осенняя песнь» Архив детского творчества и выступлений.
Учебно - методический комплекс музыкального зала
Теория и методика музыкального воспитания
• Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду.» – 2 изд. испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982-271с.
• Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с.
• Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005. (электронный вариант)
• Дзержинская И. Л. музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителядет. сада. (Из опыта работы).-М. :Просвещение,1985.-160., нот.
• Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. _М. : Мозаика-Синтез, 2006. — 89 с.
• Зацепина М. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, 2009.- 80 с.
• Костина Э. П. Программа «Камертон». Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. – Н. Новгород, 2001.
• Метлов Н. А. Музыка – детям. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - Москва : Просвещение, 1985. - 142, [2] с.
• Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л. : АПН РСФСР, 1947. — 355 с. (электронный вариант)