Залия Гарафеева
Организация предметно-развивающей пространственной среды по привитию любви к родному краю средствами народных промыслов
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации», - утверждает Ф. Искандер. И долг любого народа состоит в том, чтобы сохранить и передать своим детям язык и культуру предков. Однако культура одного народа не может существовать отдельно, она проникает в другие культуры, обогащая и развивая их. Историю народы создавали сообща, и каждый внес свою лепту в мировую историю. Конечно, у каждого народа свои традиции и обычаи, но такие нравственные ценности, как почитание родителей, чувство национального самосознания, патриотизма, честность, милосердие, остаются общечеловеческими. Человек, не уважающий свою культуру, не способен проникнуться уважением к культуре и истории другого народа, а значит, лишен духовности.
Темочки:
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Нам педагогам, как никому другому, известно и понятно, какое большое значение для дошкольника имеют народные промыслы. Поэтому при организации предметно-развивающей среды по разным направлениям в приоритете должно быть оформление центра «Народные промыслы».
Цель центра: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси и в Башкортостане.
Задачи:
- развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России и Башкортостана;
- расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей; - формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами народного творчества;
- осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни людей;
- воспитывать уважительное отношение к традициям славянской и башкирской культуры;
- развивать речь средствами фольклора.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально
По ФГОС дошкольного образования среда должна быть прежде всего доступной, поэтому центр должен быть организован таким образом, чтобы дети могли взять потрогать предметы рукотворного мира, и поближе познакомиться с видами росписей, народными игрушками.
Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Требования:
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах :
краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Родной край раньше и сейчас», «Моя малая родина»);
патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины. книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);
музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными костюмами;
спортивных уголков с атрибутами к народным подвижным играм;
уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.
Младший возраст
1. Альбом «Моя семья».
2. Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада».
3. Фотоальбом «Мой город».
4. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
5. Предметы декоративно-прикладного искусства.
Старший возраст
1. Познавательная зона:
- Познавательные книги по нравственно - патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.
- Произведения писателей Башкортостана.
- Произведения русского народного творчества для чтения и рассматривания.
Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
Пословицы и поговорки для детей
Потешки. Занятия и игры по мотивам потешек
Богатыри. Былинные сказания
Быт и народные традиции
2. Альбомы:
- «Моя семья»
- «Мой город»
-Наборы открыток «Русский быт».
- Кассеты с записью сказок и патриотических песен.
3. Игровая зона:
- Развивающие народные игры.
4. Зона костюмирования
Народный костюм. Национальная одежда
Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса, а родители — законные представители (согласно закону «Об образовании в Российской Федерации») своих детей. Следует привлекать их к взаимодействию. Родители могут помочь в поиске необходимых материалов: справочной информации, фотографий, иллюстраций, предметов быта, литературы; изготовлении наглядных пособий; оформлении выставок.
В нашей группе с помощью родителей создан мини-музей «Башкирская изба». Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку избы (лавка, печь, прялку, бальлю и другие предметы быта).
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Дети вместе с родителями придумывали и рисовали герб семьи. Для повышения уровня общей культуры и социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как: консультации: «Как создать герб семьи», «Патриотическое воспитание дошкольников»; родительские собрания «Роль фольклора в развитии детей», индивидуальные беседы, совместное проведение праздников и развлечений для детей. С родителями показали детям р. н. сказку «Репка» Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познании истории и культуры.
В результате проделанной работы у некоторых детей появился познавательный интерес к культуре башкирского народа; сформировались чувства национального достоинства; дети познакомились с традициями русского и башкирского народа; повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры.
В группе мы собрали для игр детей дидактические игры: «Наряди куклу», «Составь башкирский узор», «Найди такой же узор», «Народные промыслы», создали картотеку дидактических игр по народному творчеству, картотека башкирских подвижных игр; а также приобрели литературу по знакомству детей с народным фольклором.
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М. :ТЦ Сфера, 2015. — 96 с. Ушинский К. Д. Педагогические идеи. — М. ; 1971.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М. : ЦГЛ, 2005. — 256 с.
Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. — 304с.