Гребенщикова Ирина
Организация предметно-пространственной развивающей среды в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Автор: воспитатель Гребенщикова Ирина Алексеевна
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда в группе является частью образовательной среды. Образовательная деятельность предполагает свободное передвижение воспитанников не только в пределах своего группового помещения, но и по всему зданию. Развивающая предметно-пространственная среда является не только развивающей, но и развивающейся, изменяющейся в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, образовательных задач. Развивающая предметно-пространственная среда Организации организована в соответствии с ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность я учитывала :
• индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребёнка
• индивидуальные интересы, предпочтения, потребности и склонности.
• исследовательский интерес, творческие способности каждого ребёнка и особенности эмоциональной сферы личности ребёнка.
Принципы развивающей предметно- пространственной среды по театрализованной деятельности :
1. Насыщенность среды : должна соответствовать возрастным возможностям.
2. Трансформируемость: предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей;
3. Полифункциональность материалов: возможность разнообразного использования;
4. Вариативность: наличие в группе различных пространств (для игры, спектакля);
5. Доступность (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с
использованием атрибутов театрального уголка); 6. эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
6. Безопасность.
Творчески организованная среда способствует развитию у детей речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, также создаёт благоприятную среду для развития фантазии, воображения, творчества.
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом.
Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо.
Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Би-ба-бо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять. Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон, куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка.
Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Театр марионеток — забава с многовековой историей.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Костюмированные постановки — классика театральной деятельности.
Однако такое разделение всё -таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Задачи при создании среды :
• знакомство детей с различными жанрами театрального искусства (комедия, опера, мюзикл, кукольный театр, балет, драма). Для этого в группе имеется DVD плеер, телевизор, диски с записями спектаклей.
• формирование у детей представлений о различных видах театра (пальчиковый, плоскостной, теневой, би-ба-бо, кукольный, пальчиковый, театр марионеток). Для ознакомления с видами театра группа оснащена игрушками из бумаги, материала, пряжи, куклами би-ба-бо, декорациями и ширмами различного размера.
• организация уголка книги, который оснащён различными произведениями литературного творчества, портретами русских и зарубежных писателей.
• создание условий для формирования интереса к театральному искусству и игре при помощи разнообразного оснащения уголка ряжения. Здесь имеются парики, маски диких и домашних животных, маски театральных персонажей, грим, костюмы для персонажей различных сказок. Атрибуты для этой зоны изготавливаются при непосредственном участии родителей воспитанников.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе представлена зонами активности детей, которые позволяют активизировать их самостоятельную деятельность, создают условия для их развития.
Зона игровой активности «Мы играем» представлена игрушками, полифункциональными игровыми материалами. Наличие в центре легкой переносной мебели, ширм, столов, веревок, прищепок, отрезов разной ткани, позволяет детям самостоятельно преобразовывать групповое пространство в соответствии с игровым замыслом. В группе имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, разнообразные элементы костюмов для режиссерских игр, игр – драматизаций.
Зона активности «Мир книги», представлена детской библиотекой, которая оснащена детской художественной, познавательной литературой, книгами для самостоятельного рассматривания, чтения, портретами детских писателей, иллюстрациями к художественным произведениям, открытками, фотографиями и др.). Образовательное пространство центра обеспечивается за счет периодической сменности познавательного материала и литературы. (Презентация зона активности- «Мир книги» находится на сайте МКОУ «Зимовская ООШ»)
Художественно-эстетическая зона «Музыкальный уголок» организована как условие для развития самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастом. В нем имеются детские музыкальные инструменты (дудочка, ложки, колокольчики и др.) и музыкальные книжки. Группа располагает записями мировой классической музыки, русской народной музыки, детских песен.
«Театральный уголок». Большая часть театров и пособий выполнена своими руками. В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций:
театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Особое место занимает «Ларец сказок»- авторское многофункциональное пособие (презентация находиться на сайте МКОУ «Зимовская ООШ»
Оборудован «Уголок ряженья», без которого детская театрализованная деятельность невозможна. Родители приняли участие в акции «Головной убор любимого сказочного героя» и пополнили наш уголок новыми атрибутами : красной шапочкой, короной, колпачками Буратино и Петрушки, шляпой Незнайки.
«Уголок уединения» Любимое место детей, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоиться и расслабиться.
Дети – прирожденные артисты. Задача педагогов и родителей развивать талант детей. Развитие театрализованной деятельности детей –длительный и кропотливый процесс, требующий больших сил и терпения. Для активизации детского интереса к театральному искусству совместно с родителями проводятся театральные развлечения, где родители и дети на равных правах становятся участниками спектаклей, вместе готовят атрибуты и декорации. Также занятия по театрализованной деятельности провожу как в утренние, так и в вечерние часы, а так же использую в ННОД и других видах детской деятельности.
Развивающая среда является одним из основных средств развития личности. Создавая театральный уголок в группе, мы с родителями прививаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к деятельности, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.