Лексакова Марина Юрьевна
Организация предметно-пространственной развивающей среды в нашей тренировочной квартире
▼ Скачать + Заказать документы
Тренировочная квартира — это инновационный и самый эффективный метод социальной реабилитации, направленный на подготовку детей с выраженной ментальной недостаточностью к самостоятельной независимой жизни в социуме.
Наши тренировочные квартиры работают по программе «Хочу. Могу. Делаю».
Мы проводим у детей диагностику их сенсомоторного и социального развития, отслеживаем динамику развития каждого ребёнка. Сюда входят следующие параметры: умения, связанные с приемом пищи, соблюдением гигиены, одеванием/раздеванием, бытовыми делами.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в нашей тренировочной квартире» размещена в разделах
Проводя мониторинг результатов деятельности детей в течение года, учитывая их возрастные, психологические, индивидуальные особенности составляем задачи для индивидуального маршрута.
В зависимости от сформированности навыков задачи могут звучать так:
1) Сам использовал салфетку после принятия еды. Или.
2) Снял белье, если оно высохло.
Так же, по результатам мониторинга, происходит уменьшение оказываемой помощи со стороны и увеличение самостоятельности детей в выполнении ежедневных действий.
В своей работе мы активно делаем упор на визуальных помощников: визуальное расписание, визуальные инструкции, альбомы-инструкции, визуальные рецепты, пинтограммы.
Конечная наша цель – научить детей общаться, взаимодействовать, просить о помощи и принимать решения.
Развивающая среда в нашей тренировочной квартире представлена тремя блоками, в которых дети учатся самостоятельно вести домашнее хозяйство под руководством педагогов сопровождения.
1. В Учебном блоке развивающей среды находится визуальное расписание, которое структурирует день и настраивает ребят на работу:
дети сами составляют визуальное расписание, где отражается режим дня, график уборки, экран для выбора досуга, экран оценки дня, интерактивный календарь.
Здесь же проходит изучение визуальных инструкций по работе с бытовыми приборами, занятия творческими видами деятельности.
2. Досуговый блок. В него входит игровая зона, зона ИКТ (информационно-коммуникативные технологии, зона художественно-эстетического развития.
3. Бытовой блок.
Санитарно-гигиеническая зона. Ребята осваивают трудовые и социально-бытовые навыки –изучают на практике алгоритмы уборки, стирки. С помощью интерактивных визуальных помощников, которые располагаются у нас в зоне свободного доступа, как сотрудников, так и воспитанников, осваивают работу пылесоса, утюга, отпаривателя, стиральной машины.
Используем карточки визуальной поддержки для освоения социально-бытовых навыков – мытьё рук, пользование туалетом, чистки зубов, принятия душа.
Спальная зона, предназначена для отдыха, досуга, общения.
В Кухонной зоне дети учатся готовить себе еду, опираясь на визуальные рецепты приготовления пищи, учатся мыть посуду. Ребята уже освоили основные приёмы нарезки продуктов, учатся варить крупы, супы, компоты, сервировать стол, мыть посуду. Девочки учатся пользоваться электрической плитой, холодильником, блендером, микроволновой печью, электрочайником.
И в заключении хочу отметить, что развивающая среда тренировочной квартиры отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, креативности, особенностям развития. Все доступно, безопасно, информативно богато.