Галина Фольмер
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды Монтессори группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области»
(октябрь 2019г.)
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды Монтессори группы
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М. Монтессори», присущего только детям. Взрослые обучаются сознательно, тогда как ребенок абсорбирует знания непосредственно в свою психическую жизнь. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме. Специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды Монтессори группы» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна :
• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;
• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;
• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка
Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Среда насыщена материалами. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.
Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков. Предметно – развивающая среда Монтессори – группы имеет ряд особенностей и специфических требований к ее организации.
Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:
1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;
2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;
3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;
4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Наряду с вертикальным членением Монтессори – материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.
Кроме того, материалы в каждой из зон должны располагаться по принципу от конкретного к абстрактному, например, сначала располагаются числовые штанги (конкретно, а затем числа (абстрактно).
Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
- эстетичность материалов;
- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.
Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ. Таким образом, нами были рассмотрены особенности организации предметно – развивающей среды в Монтессори – группе детского сада, а также требования к ней.