Екатерина Карцева
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Нравственному воспитанию дошкольников всегда уделялось особое внимание. На современном этапе во ФГОС ДО одной из задач является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств в частности. Так же в документе указано что, основой образовательного процесса являются духовно-нравственные, социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, что доказано психологами и педагогами, такими как Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, М. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец. Мы в своей практике при нравственном воспитании детей используем данный вид детской деятельности как основной.
Свою работу в данном направлении мы начинаем с создания в группе условий в соответствии с возрастом детей, для развития и воспитания их морально-нравственных качеств, которые предполагают: эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы, овладение культурными средствами деятельности.
Игровую развивающую предметно-пространственную среду мы организуем таким образом, чтобы у детей был свободный выбор игр и участников совместной деятельности. У нас выделены зоны сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр. Игровая среда может меняться в соответствии с тематическим планом, а так же мы ее постоянно пополняем, в чем активно принимают участие родители.
В процессе формирования нравственных навыков в своей работе мы составили картотеку и используем следующие виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические игры, подвижные.
Следующим шагом в нашей работе является составление перспективного планирования игровой деятельности в соответствии с тематическим планом и планом по курсу «Этическая грамматика». Например: тема недели «Транспорт», тема по «Этической грамматике» «Правила поведения в общественном транспорте» подобраны следующие игры : сюжетно-ролевые «Путешествие», «В гости к бабушке», «Поезд дружбы»; подвижная игра «Пешеходы и водители»; дидактические игры «Азбука пешехода», «Билетик за вежливое слово».
Эффективность использования игр заключается в том, что мы можем организовать их в разные режимные моменты. Так же подобранные нами игры, мы используем на занятиях. Например, часть занятия «Моя семья» по «Этической грамматике», построено в форме сюжетно-ролевой игры «Встречаем гостей», в этом же занятии используем подвижную игру «Поможем бабушке распутать клубок», дидактические игры «Угадай настроение», «Собери цветок».
Для формирования морально-этических качеств, доброжелательных, дружеских отношений между сверстниками; привития навыков культурного взаимодействия; воспитания уважительного отношения к окружающим; с целью знакомства с правилами поведения в общественных местах и транспорте, мы организуем сюжетно-ролевые игры: «В кафе», «За покупками в магазин», «Экскурсия в музей», «В театр» и т. д.
Нашим детям очень нравится участвовать в театрализованных играх, мы подобрали серию драматизаций по сказкам, которые позволяют прочувствовать ситуацию вникнуть в состояние героя: сказки «Под грибом», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; в сказке «Стойкий оловянный солдатик» дается представление детям о стойкостии и мужестве, любви и верности; через проигрывание сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Красная шапочка», «Снегурочка», формируются такие понятия, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь, внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, дети понимают, что должны быть послушными, чтоб не было беды; а такие сказки как «Хаврошечка», «Золушка» у детей вызывает желание заботиться о родных и близких вызывают чувства внимательности.
Для закрепления и расширения представлений детей о правилах этического поведения и общения мы используем разнообразные дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила этикета», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Что будет, если?», «В театре», «У меня зазвонил телефон», «Каждой вещи своё место» и др.
Например, в словесной игре «Вежливые слова» ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, в игре «Цветок красивых слов» дети вставляют свои лепестки, произнося доброе пожелание своим родным или друзьям, в игре «Река вежливости» дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару и др.
В подвижных играх развиваются такие качества как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство коллективизма. Например, в игре «Не намочи ноги» основная задача – развитие равновесия, ребенок должен идти только по дощечкам и не «упасть в болото». Усложнение правил в этой игре дает детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Когда дети подойдут к середине «болота», взрослым создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплыла. Совместно дети решают, как перебраться втроем с помощью всего только двух дощечек?
Мы используем подвижные игры, через которые можно формировать нравственные качества, например, «Найди друга» (где детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы); «Друг без друга нам нельзя» (повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия, «Ловишки вдвоем», «Помоги котенку» и др.
Для установления эффективности использования игр в процессе нравственного воспитания детей в конце учебного года мы проводим диагностику в виде наблюдений, бесед и игр.
Мониторинг педагогической работы в данном направлении за два года показывает положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста. Игра является незаменимым средством, которое способствует формированию: положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок учится адекватно проявлять свои чувства, решать конфликты, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников.