Иванова Светлана Юрьевна
Организация образовательной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1 января 2014г. Был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155. Данный документ оказал большое влияние на организацию образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
В тексте ФГОС ДО термин «занятие» не встречается, однако обучение остаётся, но организация данного процесса на современном этапе претерпела значительные изменения.
Публикация «Организация образовательной деятельности в ДОО» размещена в разделах
В соответствии с п. 1.4 ФГОС ДО [2] ребёнок активен в выборе содержания своего образования, а также ребёнок - полноценный участник (субъект) образовательных отношений, что предписывает содействие и сотрудничество взрослых и детей. Это предполагает новую форму организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО, пересмотр отношений педагог-дошкольник. Таким образом, роль педагога меняет свой вектор, поскольку сейчас воспитатель – это тот профессионал, который сможет дать ребёнку такие способы деятельности, с помощью которых дошкольник самостоятельно сможет получать знания. Более того, это будет мотивировать ребёнка к обучению, получению новых знаний.
Главной отличительной чертой организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на современном этап развития дошкольного образования – это отказ от учебной модели организации занятий, и, как следствие, повышение статуса игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Таким образом, обучение — это не итог дошкольного образования, обучение – это итог игровой деятельности, один из её продуктов.
Изменение в организации образовательной деятельности ведёт за собой изменения в форме общения педагога с детьми. Меняется позиция педагога – от авторитарной, субъектно-объектной до партнёрской, субъектно-субъектной. Это ведёт за собой изменения и в организации видов детской деятельности – руководство взрослого, его управление ребёнком (детьми) меняется на совместную (партнёрскую) деятельность взрослого и дошкольника. Таким образом, ребёнок и взрослый равноценные субъекты образовательных отношений, значимость каждого в этой системе равна, активность каждого равнозначна. Эти изменение в организации образовательной деятельности в ДОО позволяет учитывать уникальность каждого ребёнка, создавать условия для развития инициативы и творческих способностей дошкольников, гибко планировать образовательный процесс, балансируя между активностью ребенка и активностью взрослого. Что в свою очередь даёт возможность детям быть полноправными участниками образовательного процесса, участвовать в формировании содержания своей работы, признаёт права участия дошкольников в принятии решений.
Организация партнёрской деятельности педагога с детьми требует создания определённых условий.
Что же такое партнерство? Это – «система взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательного процесса» [3].
Таким образом, основной характеристикой партнерских отношений при организации образовательной деятельности в ДОО является равноправное, относительно ребенка, включение взрослого в процесс деятельности. Это, как было отмечено выше, ведёт за собой значительное изменение и перестройки стиля поведения педагога - принятие демократического стиля общения с детьми, восприятие ребёнка как равноправного участника образовательных отношений, признание за ребёнком прав в принятии решения.
Можно выделить следующие особенности партнё рских отношений:
1. Партнер — это участник образовательной деятельности, обладающий равными правами с другими и связанный с ними взаимным уважением.
2. Меняется позиция педагога в групповом пространстве: педагог – это партнёр, а значит он не над ребёнком, а рядом и вместе, в общем пространстве. Педагог подвижен и может оказать помощь всем, кому она потребуется. Все дети находятся в фокусе внимания воспитателя и друг друга.
3. Отличительной особенностью организации пространства является схожесть к ситуации «круглого стола», что предполагает равноправную причастность в обсуждении общего дела.
4. Важно ощущение ребёнком свободы. На практике это означает свободное размещение и перемещение в процессе организации образовательной деятельности : это и свободное общение, рабочий гул, а также свободное перемещение детей по групповому помещению.
5. Дошкольники находятся в процессе свободного общения, а значит, могут задавать вопросы друг другу и педагогу, обсуждать те или иные вопросы, возникшие по ходу решения тех или иных задач.
Специфика организации образовательной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования заключается в уходе от «занятия» как директивной форме организации образовательной деятельности. Что предполагает перестройку позиции воспитателя с руководящей на партнёрскую. Это способствует развитию у дошкольника активной позиции, умению принимать решения, не испытывать страха «сделать неправильно», а это приводит к стремлению достигать целей, создаёт эмоциональный комфорт.
Список литературы
1. Национальная педагогическая энциклопедия: – URL : https:// https:// https://didacts.ru/termin/partnerstvo.html (дата обращения : 26.09.2020). – Текст : электронный.