Ольга Владимировна
Организация образовательного пространства в детском саду по практическим навыкам безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗДЕЛ 1ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта По итогам проведённого анкетирования, на тему «Изучениеотношения родителей к необходимости обучения детей правиламдорожного движения», как одного из неформальных формвзаимодействия с родителями в январе 2020 г. показало, что 73 %родителей не уделяют особого внимания важности проблемы,отсутствует заинтересованность родителей в обучении детей, 70%родителей нуждаются в помощи по обучению ребенка правиламдорожного движения; 95% считают необходимым обучать своегоребенка в дошкольном возрасте, 35% родителей сами зачастую несоблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Болеетого, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Исходя из полученных результатов, было принято решение проводитьсистемную работу с родителями и углублять знания безопасногоповедения детей на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьмиучаствовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортноготравматизма.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Актуальность опыта Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и тообстоятельство, что детский сад является самой первой ступеньюнепрерывного образования, особое внимание уделяется обучениюдетей правилам дорожного движения. Воспитание безопасногоповедения у детей — одна из важнейших задач дошкольногоучреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше,чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этомуподготовленным. Большую часть дня дошкольник проводит вдетском саду, поэтому именно там дети могут и должны получитьсистематизированную информацию о безопасном поведении наулице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Ведущая педагогическая идея опыта Эффективность обучения правилам дорожного движениядошкольников, повышается при создании и использовании условийгармонично соединяющих современные технологии страдиционными формами работы, которые оптимальнообеспечивают процесс обучения детей правилам дорожногодвижения.
Длительность работы над опытом - 3 года I этап – подготовительный (аналитико–диагностирующий) – январь2020 года. Подготовительный (аналитико–диагностирующий) этаппредполагал выявление проблемы, анализ условий в группе дляознакомления и обучения детей правилам дорожного движения,подбор и разработку содержания работы по направлению,изучение методической литературы по обучению правиламдорожного движения, систематизацию педагогическогоинструментария для проведения мониторинга знаний детей ПДД,диагностика (первоначальная). II этап – основной (практический) – сентябрь 2020 года – сентябрь2023 года. На основном (практическом) этапе проходилоапробирование и внедрение системы работы с дошкольниками поорганизации образовательного пространства в ДОО, поформированию практических навыков правильного поведения наулице. III этап – заключительный (аналитико-обобщающий) – сентябрь -декабрь 2023 года.
Теоретическая база опыта Воспитание безопасности - непрерывный, систематическийпроцесс, который зависит не только от оснащения его самымисовременными техниками и оборудованием, но прежде всего отграмотности и компетентности педагога в области даннойпроблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми,сотрудничать с родителями, социумом. Образовательное пространство — вид пространства, место,охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия,результатом которого выступает приращение индивидуальнойкультуры образующегося. Пространство в образовательном учреждении, приспособленноедля решения образовательных задач, существует внутрипедагогической действительности, благодаря специальноорганизуемой деятельности, созданной взрослыми с помощьюдетей, служит делу развития детей.
Теоретическая база опыта Практические умения – это одно из составляющих,дополняющих знания и умения, обозначаютприобретенное и развитое чувство в ходетренировок и усилий доведенных до автоматизма. Деятельностный подход – это подход к организациипроцесса обучения, в котором на первый планвыходит проблема самоопределения ребенка вобразовательном процессе. Деятельность - специфическая человеческая формаотношения к окружающему миру, содержаниекоторой, составляет целесообразное изменение ипреобразование в интересах людей; условиесуществования общества. Навык - действие, доведенное до автоматизмапутем многократных повторений.
Кто рассматривал эти вопросы. Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточнополно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-хгг. ХХ вв. В 1937 г. В. М. Федяевской впервые были выделены причинынесчастных случаев с дошкольниками на улицах: незнание детьмиправил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит наулице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Проблемой безопасности детей, профилактикой детского дорожно -транспортного травматизма, создания системы целенаправленногообеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностнымиориентирами, необходимыми при формировании основ культурыбезопасности по правилам дорожного движения, использованияразнообразных форм методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги иученые, такие как: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая,О. Л. Князева, Е. Ю. Протасова, Р. Б. Стеркина, Э. Я. Степаненкова, Л. А. Кондрыкинская.
Новизна педагогического опыта Новизна опыта заключается в разработке характеристики условийобразовательного пространства, в котором при организациипрактических видов деятельности детей возможно формирование уних прочных знаний, умений и навыков безопасного поведения нагородской улице.
РАЗДЕЛ 2ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТАЦель и задачи педагогической деятельности Цель педагогической деятельности по обобщению опытазаключается в следующем: теоретически обосновать и практическидоказать, что грамотная организация образовательногопространства в ДОО способствует включению детей дошкольноговозраста в практическую деятельность, формированию навыкаосознанного поведения на улицах города и более эффективнойподготовке их к безопасному участию в дорожном движении. Гипотеза: обучение дошкольников безопасному поведению надорогах будет более успешным, если использованиедополнительных рекреационных зон в образовательномпространстве детского сада решает задачу эффективногоовладения детьми культурой безопасного поведения на дороге иесли этот процесс будет непрерывным, поэтапным и планомерным.
РАЗДЕЛ 2ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТАЦель и задачи педагогической деятельности Для достижения цели опыта были определены следующие задачи: провести первичный, промежуточный и итоговый мониторинг уровнязнаний и умений воспитанников; создать в ДОУ организационно–педагогические условия в видедополнительных рекреационных зон по обучению детей практическимумениям и навыкам поведения на дороге; разработать перспективный план по обучению правилам безопасногоповедения на улицах города, ознакомлению с дорожными знаками,научить их понимать схематическое изображение для правильнойориентировки в окружающей дорожно-транспортной среде; формировать у детей знания и практические умения, позволяющие импредвидеть возможную опасность в конкретно меняющейся ситуации истроить адекватное безопасное поведение, самостоятельно приниматьнужное решение; совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников попропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.
Свою работу мы начали с организации и обогащения предметно -развивающей среды в группе, где был собран наглядный и игровойматериал по правилам дорожного движения. Материал пополнялся иобновлялся в течение всего времени работы над данной темой. Внем находятся: Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта,светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемнымидорожными ситуациями). Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино). Настольный макет улица - города (маленькие дорожные знаки,различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл,свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора,костюмы). Детская художественная литература по тематике. Конструкторы. Пособие и игры по обучению детей ПДД.
Для обучения детей ПДД использовали различные формы и методыработы: беседы: «Наши друзья дорожные знаки», «Беседа об информационно –указательных знаках», «Правила пешеходов и пассажиров», «Об историитранспорта», «Основные части улицы», «Какие бывают автомобили?»,«Правила для пассажиров», «Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор иего сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности»,«Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны игратьдети», «Пешеход и его поведение на улице», «Опасный перекрёсток»,«Знаки сервиса», «Будь осторожен», «Пост ГАИ», «Правила пешехода»,«Мчаться по улице автомобили», «Безопасная улица». Через прослушивание и чтение художественных произведенийзакрепляли знания: В. Семернин «Запрещается - разрешается»; В. Суслов «Его сигнал для всех закон», С. Маршак «Одна рифма»; А. Клименко «Когда мы пассажиры», Я. Пишумов «Дорожная азбука», «Песенка оправилах», А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»; Б. Жидков «Что явидел, светофор»; И. Серяков «Улицы где все спешат»; А. Северный «Светофор»; Ф. Юрмин «Любопытный мышонок»; В. Клименко «Ктоважнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; С. Турутин «Длячего нужен светофор»; С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Мояулица», «Скверные истории»; «Велосипедист», С. Маршак «Милиционер»,«Мяч».
РАЗДЕЛ 3РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Рис. 1 Уровень знаний детей о правилах дорожного движенияна начало работы Рис. 2 Уровень сформированности представления: отранспортных средствах; устройстве проезжей части (видыперекрестков); о правилах перехода проезжей части, оработе ГИБДД.
Рис. 3 Уровень знаний и умений по различению дорожныхзнаков. Рис. 4 Уровень сформированности стабильных знаний оправилах поведения для пешеходов и пассажиров
Рис. 5 Уровень способности различать условные и реальныедорожные ситуации, готов применять на практике правиладорожного движения. Рис. 6 Уровень компетентности в области безопасного поведенияна дороге
Вывод В ходе работы по данному направлению в МБОУ «Начальная школа– детский сад No44» г. Белгорода в группе No 6 «Незабудка» городаБелгорода показало положительную динамику и результативностьработы. Используя образовательное пространство групповойкомнаты и рекреационной зоны, по изучению ПДД с применениемпрактических умений и навыков у детей, используя инновационныетехнологии, разнообразные методы, приемы и формы обученияпозволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасномуучастию в дорожном движении. У них сформировалось умениепредвидеть опасные ситуации и правильно оценивать их. Появилсяинтерес к своей собственной безопасности, они приобрелипрактические навыки и умения, что в дальнейшем способствовалоразвитию воспитанников. Так же изменился взгляд родителей на обучение детей Правиламдорожного движения в дошкольном возрасте, так как темаявляется актуальной и требует систематической работы поданному вопросу, у них повысилась активность и готовность ксотрудничеству.