Получи документы

Организация образовательного процесса

Варвара Горн
Организация образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема планирования образовательного процесса является актуальной,

но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными

учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного

образования: группы кратковременного пребывания, консультативные

пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены,

основа которых была заложена государством, проявляющим большой

интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и

образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования,

Публикация «Организация образовательного процесса» размещена в разделах

утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима

работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый

федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере

дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В

настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор

приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых

форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и

родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного

образования являются документом, который на федеральном уровне

определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа

дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание

образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала

необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для

того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для

успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного

образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям

дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных»

рамках. Основная общеобразовательная программа – это модель организации

образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа

помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования.

Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который

позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна

выполняться каждым дошкольным учреждением. Грамотно составленные

модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат

путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного

образования.

1 Организация образовательного процесса

В настоящее время педагогическим коллективам важно разработать

модели организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных

группах в соответствии с образовательной программой ДОУ, а также с

учетом региональных особенностей. Модель воспитательно-

образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при

необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в

организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна

осуществляться через организацию различных видов детской деятельности

или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,

выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от

контингента детей, их уровня освоения образовательной программы

дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных

контактов каждого педагога с воспитанниками на основе неформального

общения. При конструировании своей оптимальной модели воспитательно-

образовательного процесса для детей дошкольного возраста возможно

использование положительных сторон комплексно-тематической и

предметно-средовой моделей, в которых обозначена партнерская

ненавязчивая позиция воспитателя (взрослого, разнообразие детской

активности, свободный выбор предметного материала.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с

детьми:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый

работает в своем темпе).

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр

взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать

воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме

дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических

мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный,

развивающийся во времени и в рамках определенной системы,

целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий

личностно-ориентированный характер, направленный на достижение

социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию

личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс

обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои

потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности,

сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

- Сочетать принципы научной обоснованности и практической

применимости;

- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

- Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и

для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и

своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании

субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога,

родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса

в соответствии с ФГОС ДОУ необходимо вспомнить, какие основные

образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1 Учебная модель

.

В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация

образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу

разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику

построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело

принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на

заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде

методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной

школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику

и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели

для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью

профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается

множество конспектов – разработок по отдельным методикам.

2 Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема,

которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-

образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности

(«проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной

позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее

жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность

всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс

направлен скорее на расширение представлений ребенка об окружающем

мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и

творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем

является сложным процессом.

3 Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную

среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает дидактический,

развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Классический вариант этой модели – система Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и

ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате

систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные

горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель

технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в

виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса

для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных

сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей:

ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности,

свободный выбор предметного материала.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательного процесса
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 15:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Горн (УИ 725400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД