Варвара Горн
Организация образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема планирования образовательного процесса является актуальной,
но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными
учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного
образования: группы кратковременного пребывания, консультативные
пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены,
основа которых была заложена государством, проявляющим большой
интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и
образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования,
Публикация «Организация образовательного процесса» размещена в разделах
утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый
федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере
дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В
настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор
приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых
форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и
родителей.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного
образования являются документом, который на федеральном уровне
определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа
дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание
образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для
того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для
успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям
дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных»
рамках. Основная общеобразовательная программа – это модель организации
образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа
помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования.
Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который
позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна
выполняться каждым дошкольным учреждением. Грамотно составленные
модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат
путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного
образования.
1 Организация образовательного процесса
В настоящее время педагогическим коллективам важно разработать
модели организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных
группах в соответствии с образовательной программой ДОУ, а также с
учетом региональных особенностей. Модель воспитательно-
образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при
необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в
организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна
осуществляться через организацию различных видов детской деятельности
или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,
выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, их уровня освоения образовательной программы
дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных
контактов каждого педагога с воспитанниками на основе неформального
общения. При конструировании своей оптимальной модели воспитательно-
образовательного процесса для детей дошкольного возраста возможно
использование положительных сторон комплексно-тематической и
предметно-средовой моделей, в которых обозначена партнерская
ненавязчивая позиция воспитателя (взрослого, разнообразие детской
активности, свободный выбор предметного материала.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с
детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый
работает в своем темпе).
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр
взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать
воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме
дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических
мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный,
развивающийся во времени и в рамках определенной системы,
целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий
личностно-ориентированный характер, направленный на достижение
социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию
личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс
обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои
потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности,
сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Образовательный процесс должен:
- Сочетать принципы научной обоснованности и практической
применимости;
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и
для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и
своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании
субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога,
родителя и ребенка.
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса
в соответствии с ФГОС ДОУ необходимо вспомнить, какие основные
образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1 Учебная модель
.
В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация
образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу
разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику
построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело
принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на
заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде
методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной
школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику
и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели
для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью
профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается
множество конспектов – разработок по отдельным методикам.
2 Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема,
которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-
образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности
(«проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной
позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее
жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность
всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс
направлен скорее на расширение представлений ребенка об окружающем
мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и
творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем
является сложным процессом.
3 Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную
среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает дидактический,
развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Классический вариант этой модели – система Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и
ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате
систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные
горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель
технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в
виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса
для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных
сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей:
ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности,
свободный выбор предметного материала.