Светлана Подгорбунская
Организация образовательного процесса в информационно-образовательной среде детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время тема «Использование информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна.
При грамотном использовании ИКТ в организации образовательного процесса для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность.
Публикация «Организация образовательного процесса в информационно-образовательной среде детского сада» размещена в разделах
Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие в различных конкурсах, выступление на совете педагогов предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. – этому воспитатель должен тоже научиться, поэтому освоение ИКТ для педагога дошкольника стала жизненной необходимостью.
Педагоги нашего ДОУ в своей работе используют ИКТ практически во всех видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность, в рамках НОД были разработаны дидактические электронные пособия «Дикие, домашние животные и их детёныши», «В мире живой природы». Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное. Цель данных пособий: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром с применением информационных технологии. Совместная деятельность с детьми, проведение досугов и праздников, например «День птиц», «Из жизни насекомых», «Если в доме пожар», а также работа с родителями (законными представителями, например консультация «Почему дети лгут?», «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общаться». Создание мультимедийных проектов требуется сегодня в любом из перечисленных видов. Так, например сопровождение родительских собраний «Семья – здоровый образ жизни», «Воспитание любознательности средствами природы» с демонстрацией виртуальных фотоальбомов, презентации фото различных видов деятельности, красочных видеороликах увеличило заинтересованность родителей к жизни своих детей в стенах ДОУ. Проводим консультации с наглядностью, например, «Волшебный мир книги», «Воспитание любви к природе».
Использование мультимедийных презентаций в проведении праздников развивает эмоциональную сферу ребенка, каждому приятно увидеть с экрана лицо любимой мамочки, на утреннике посвященному Международному Женскому Дню 8 Марта, посмотреть на себя со стороны, например, как мы выступали на праздники День пожилого человека. Используем мультимедийные презентации при участии в районных конкурсах, например детский творческий фестиваль «Родники Беловодья».
Используем ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в познавательный досуг. Так мы применяли ИКТ на досугах: «Любимое село Амур», «Наша армия сильна», «День Победы».
Использование ИКТ в процессе проведения творческих мероприятий позволяет воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
В совместной деятельности, когда проходит беседа о дружбе, о необходимости толерантного восприятия людей видя на экране себя и своих друзей, у детей ярко выражается заинтересованность к принятию информации. Так же при создании самостоятельных проектов, например, «Солнечная система», «Сказка о витаминном салате» ребёнок учится планировать, выстраивать логику элементов конкретных событий у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Он начинает думать, прежде чем делать. Воспитатель только сторонний наблюдатель и помощник. На мой взгляд, такое мероприятие оставит в памяти ребенка больше необходимой информации, чем любая из используемых ранее форм работы.
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, осуществляется в различных игровых технологиях. В работе с дошкольниками используем в основном развивающие игры: на развитие математических представлений: «Маленький искатель» развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. Они представляют собой рифмованные картинки – загадки и головоломки, обучающие стихосложению, азам математики и классификации предметов, восприятию информации на слух и выполнению письменных указании, развивающие творческие способности и логическое мышление; игра на развитие фонематического слуха и обучения «Букварь»; детям были предложены игры для музыкального развития, например «Узнай инструмент», «Что лишнее»; презентации. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк, используются лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов : внимания, памяти, мышления.
Культурно - гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что при использовании информационно - коммуникационных технологии запоминание важной информации происходит быстрее и эффективнее. Развивается воля, нравственные чувства, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитания, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности.
В информационно - образовательной среде так же используется телевизор и видео, DVD плеер для просмотра познавательных телепередач, сказок, ситуаций, например «Правы ли дети?». Перед сном, читаем сказки либо прослушиваем аудиосказки на CD, во время релаксации прослушиваем пение птиц, шум ветра, шелест листвы деревьев, голоса животных. В своей работе применяем региональный компонент, настрой на плодотворную работу перед НОД, например музыка алтайского народа.
Итогом работы над созданием мини-музеев различной тематики, является презентация с фотографиями этапов деятельности и продуктами творчества ребят. С данной презентацией дети выступают перед своими родителями, воспитанниками младшей группы, тем самым приобретают опыт публичных выступлений.
Консультации специалистов для родителей, приглашаем гостей, их выступления сопровождаются мультимедийными презентациями, фотографиями, видеофильмами.
Так же ИКТ применяем в индивидуальной работе с ребенком при изучении формы предмета, цвет, величины, счет и т. д. У детей, периодически проводящих время за компьютером, улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Не всегда родители могут сами приводить ребёнка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на персональный сайт педагога или личную страницу на сайте, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях, следовательно, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети интернет, повышается их социальный статус. В работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижении, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали еще более уважительнее относится к воспитателям, прислушиваться к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
При работе с использованием ИКТ соблюдаем санитарные нормы по требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13. В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.
- конечно самое главное, что использование компьютера позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
- для педагогов использование ИКТ:
• Конечно использование качественного наглядного материала
• Подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
• Накопление уже продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
• Конечно, снижается время для подготовки к занятиям.
Таким образом, использование ИКТ в практической деятельности позволяет педагогу создавать свои образовательные ресурсы и широко использовать их в педагогической практике, при правильной организации педагогического процесса использование ИКТ способствует развитию у детей познавательной сферы, внимания, умению пользоваться электронной техникой, дети получают опыт публичных выступлений и как результат – повышается качество образования воспитанников. Применяемые в разумных пределах электронные средства освобождают время для творчества, создают более благоприятные условия для усвоения познавательного материала воспитанниками. Роль и место электронных наглядных средств в НОД, должны тщательно продумываться и проектироваться. Как бы не развивалось общество, уже сейчас влияние информационно – образовательного пространства велико.