Татьяна Казакова
Организация Монтессори-группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести смещается с учителя на ребёнка. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Он занимается материалами, которые сам выбирает, и сам определяет место и длительность работы с ним. Большинство материалов позволяют ребёнку работать как одному, так и вдвоём или же вместе с несколькими детьми. Роль педагога в Монтессори педагогике. Он становится коллегой, партнёром, старшим товарищем ребёнка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Педагог заботится так же о порядке в организованной им пространственно - предметной среде. Педагог приобщает ребёнка к порядку в окружающей среде.
Публикация «Организация Монтессори-группы „Вместе с мамой“ для детей от 8 месяцев до 3-х лет» размещена в разделах
Организация работы группы : Предполагают нахождения ребёнка до 3-х лет в группе вместе с мамой. Мамы выполняют педагогические функции после подготовке и обучения в процессе работы.
Организационные принципы группы :
1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя: а) помещение оборудованное с учётом детских возможностей, эстетических требований; б) Монтессори - материал для детей 8 мес. - 3х лет; в) разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3х лет; г) подготовленных родителей; д) подготовленного педагога.
2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребё нка: а) свободу выбора материала; б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом; в) свободу выбора места для работы с переносным материалом; г) свободу выбора партнёра или партнёров; д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми.
3. Соблюдения правила: "Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим".
4. Поддержание порядка в среде. 5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребёнка.
Специально подготовленная среда для детей 8-3 лет включает в себя следующие блоки:
1. Зона крупной моторики;
2. Зона для упражнений в установлении причинно следственных связей и перехода от действий к деятельности;
3. Зона сенсорного развития;
4. Зона развития мелкой моторики;
5. Зона упражнений с водой;
6. Зона продуктивной и изодеятельности;
7. Зона развития речи.
Оборудование:
1. Зона развития крупной моторики - напольное покрытие с низким ворсом; сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами (например надувной, заполненный на 1/4 резанным поролоном который регулярно стирается); дорожка для ходьбы шириной 20 см. она состоит из фрагментов, которые могут изменять угол наклона и угол поворота относительно друг друга; лазательный комплекс, включающий в себя горку, наклонную лесенку, подвижные лесенки ступеньки; спортивный комплекс со следующими снарядами, кольца, турник, канат, шведская стенка, высокая горка; шариковый сухой бассейн.
2. Зона для упражнений в установлении причинно следственных связей и перехода от действия к действительности - баскетбольное кольцо на уровне головы ребёнка со скатом для мяча; поролоновые мячи разного диаметра подвешенные к потолку на резинках разной длины; игрушка - юла; поднимающиеся жалюзи с верёвочкой и кольцом.
3. Зона сенсорного развития - коробочка с лотком; Коробочка с выдвижным шкафчиком; коробочка с большим цилиндром; коробочка с тонким цилиндром; коробочка с кубом; коробочка с цветными колышками; коробочка с вязанным мячиком; набор вкладок круг, квадрат, треугольник с единичными предметами; набор вкладок с предметами разной формы; диски на вертикальном штырьке; кубики на горизонтальном штырьке; цветные диски на трёх штырьках; шкафчик для развития запястья; коробка с цветными табличками; набор разновысоких цилиндров на подставке.
4. Зона развития мелкой моторики - бусы деревянные для нанизывания на шнурке; нанизывание бусин на вертикально закреплённые стержни; нанизывание мелких бусин на шнурок; шнуровка на основе с отверстиями; сортировка природного материала; перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие; пересыпание ложкой; переливание; пальчиковый бассейн; складывание салфеток; сгибание бумаги; прищепки га вертикальной и горизонтальной основе; по разному открывающиеся коробочки с предметами; забивание гвоздиков в глину; различные виды замочков крючок, защёлка, задвижка, дверная цепочка, выключатель, диск от телефона.
5. Зона упражнения с водой - набор сосудов разных форм для переливания воды; два тазика и половник для переливания воды; миска с плавающими шариками и сито.
6. Зона продуктивной и изодеятельности - доска для рисования мелом; вырезанные взрослым простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций; цветные мелки; восковые мелки; пальчиковые краски или акварель; гуашь; штампики; тесто (солёное); восковой пластилин; тёмный поднос с манкой для рисования.
7. Зона развития речи - все предметы окружающей среды; книги серии "Мои первые слова"; карточки по развитию речи одежда, транспорт, обувь, игрушки, посуда и т. д. ; карточки с изображением животных, растений; набор муляжей овощей и фруктов; набор фигурок животных диких и домашних; карточки животных "мама - папа - детёныш". Для речевого развития детей полезно использовать речевые и ролевые игры.