Наталья Яценко
Организация логопедического занятия дома
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами презентацией, которую я готовила для родительского собрания. Я рассказала родителям как они могут заниматься с ребенком дома самостоятельно.
Структура домашнего занятия :
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Игры на развитие речи.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Публикация «Организация логопедического занятия дома» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.
Речевое дыхание
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Параметры правильного речевого выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос ;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития речевого дыхания
Лети, бабочка!
Перед началом занятия приготовьте бумажные бабочки, к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру (палочке) на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Далее ребенок дует на бабочек по очереди.
Снег идет!
Разложите на столе кусочки ваты. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Подуйте с ребенком на снежинки.
Катись, карандаш!
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Футбол
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
Вертушка
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
Ветерок
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Упражнения направленные на развитие мелкой моторики
- Самомассаж
- Шнуровки, мозаики, пазлы
- Лепка (пластилин, глина, соленое тесто)
- Пальчиковые игры
- Игры с различными предметами и материалами
- Теневой театр
Игры направленные на:
- развитие фонематического слуха;
- автоматизацию звуков;
- дифференциацию звуков;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- расширение и обогащение словарного запаса
Подробнее в презентации.