Светлана Тупицина
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С. В. Тупицина, воспитатель
1 квалификационной категории
А. А. Ширенкова
старший воспитатель
1 квалификационной категории
г. Арзамас
МБДОУ д/с№52
ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИНИ-МУЗЕЯ КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье описывается опыт создания и использования
краеведческого мини-музея в процессе формирования представлений о
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
малой родине, воспитания любви к родному городу.
Ключевые слова: краеведение, нравственно-патриотическое
воспитание, мини-музей, любовь к родине, детский сад, дошкольники.
Всё в жизни начинается с малого: из маленького зернышка вырастает
огромное дерево, из маленьких снежинок появляются сугробы, камешек за
камешком растут великие горы; точно также шаг за шагом из младенцев
вырастают взрослые люди - граждане страны, матери и отцы.
Любовь к родине, способность оберегать ее тоже начинается с
малого - с любви к родному краю. Что значит любить свой край? Конечно
же, знать о нем многое, понимать какие проблемы существуют, а также
суметь понять, чем может помочь малой родине каждый из нас. Очень
важно вовремя, правильно и четко сформировать у человека
экологическую культуру, научить его бережно и с любовью относиться к
окружающему.
В последнее время мы все чаще слышим такие термины, как:
«краеведение», «краеведческое образование», «краеведческий материал».Краеведение - это изучение природы родного края, его хозяйства,
экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры.
Важной особенностью является еще и то, что краеведение не только
наука, но и созидательная деятельность, комплексный характер которой
позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.
Краеведение является важным средством нравственно-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте у детей возникает интерес и желание познавать все
окружающее, откликаться на все новое в жизни. Поэтому задача педагогов
– пробудить в маленьких «почемучках» любовь к родной земле, родному
краю. Для детей это, прежде всего родной дом, улица, детский сад, речка,
природа, люди.
«Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от
возраста, часть своего народа, что у каждого человека есть своя родина,
близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно
жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и
растениям, потому что в этой жизни все взаимосвязано».
Организация краеведческих центров, мини-музеев в дошкольных
учреждениях и работа в них является одним из продуктивных и
эффективных средств воспитания нравственно-патриотических качеств
дошкольников, позволяет повысить качество работы с детьми.
Год назад в нашей группе был создан мини-музей «Волшебница
вода», который стал результатом совместной деятельности детей,
педагогов и родителей. Первоначально он был задуман с целью
формирования представлений о роли воды в жизни человека, в жизни
растительного и животного мира, развития познавательного интереса и
воспитания бережного отношения к воде и природе в целом.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста
существует дефицит знаний о водоемах родного города и района, что
потребовало оснащения мини-музея дополнительными экспонатами. Нашмини-музей содержит следующий материал краеведческой
направленности: альбомы «Водоемы города Арзамаса», «Обитатели наших
водоемов», «Река Теша в разные время года»; папку-передвижку с
иллюстрациями «На берегу реки», поделки из бросового и природного
материала; дидактические игры «Правила поведения у водоемов», «Кому
нужна вода», «Рыба рек и озер»; рисунки детей и взрослых «Реченька
река», стихи о Теше, макет реки. Все перечисленные музейные экспонаты
собраны в соответствии с возрастом детей и используются как в свободной
деятельности детей, так и для проведения непосредственной
образовательной деятельности.
Мы продумываем различные интересные формы работы с детьми, с
помощью которых можно реализовать часть образовательных задач,
предусмотренных основной общеобразовательной программой.
Так, например, беседа с элементами рисования «Что мы знаем о
водоемах родного города?» позволяет выявить знания детей о водоемах г.
Арзамаса, показать значение водоемов для жизни животного,
растительного мира, жителей нашего города. Беседа «Ах. Вода водица» и
дидактическая игра «Кому нужна вода?» направлены на формирование
представлений о значении воды для всего живого и учат детей беречь
водопроводную воду. Проведение рейда «Очистим берега родной реки»
воспитывает бережное отношение к водным ресурсам, показывает детям
необходимость соблюдения правил поведения при нахождении у водоема,
рассказать о способах его охраны. Расширению и закреплению знаний
детей способствуют рассказы, чтение художественной литературы,
исследовательская деятельность.
Мы стараемся формировать у детей умение передавать в
продуктивной деятельности результаты, полученные во время проведения
образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий и т. д.
Также мы используем такие формы работы, как изготовление и
распространение агитационных листовок (по другим группам детскогосада, среди родителей); проведение рейдов, целью которых является
воспитание бережного отношения к воде, как основному природному
ресурсу.
Краеведческая деятельность проходит в тесном взаимодействии с
семьями воспитанников. Прогулки, наблюдения, чтение художественной
литературы, рассказы детей о летнем отдыхе на водоемах родного города,
организация выставок рисунков, поделок, проведение совместных
праздников, экскурсий, участие в проектной деятельности, различных
мероприятиях, проводимых в ДОУ, сближают детей и взрослых, дают
возможность объединить усилия в ознакомлении с родным краем.
Проводимая работа по краеведению в мини-музее развивает у
дошкольников речь, воображение, познавательные способности,
пробуждает любовь к родному краю. Мы стараемся, чтобы вся
информация была интересной и доступной, чтобы она могла вызвать в
детях только положительные чувства и эмоции, чтобы дети смогли
поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного со
своими родителями и друзьями и смогли проявить все полученные знания
в жизни.